А голос его как труба в народе лицо же его как лицо

Александр Невский – одна из самых противоречивых фигур в российской истории.

С одной стороны, князя принято считать талантливым полководцем и святым защитником православной веры, с другой стороны, ряд историков склоняется к тому, что заслуги Невского сильно преувеличены.

Исторические источники не дают точного ответа на поставленный вопрос, однако рисуют перед нами яркий образ князя Александра Ярославовича.

У главного текста, который рассказывает о жизни Александра Невского, так и не появилось устойчивого названия – его называют то «житием», то «словом», то «повестью о житии». Как бы то ни было, речь идёт о «Житии Александра Невского», авторство которого часто приписывают сыну князя и митрополиту Кириллу. По оценкам историков, написано житие было примерно в 80-х годах XIII века.

А голос его как труба в народе лицо же его как лицо

Князь Александр Невский. Источник: abc-people.com

«И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую», – так описывается в тексте внешность юного Александра.

Родился будущий князь в Переславле-Залесском в 1220 году. Могущество его отца, который впоследствии будет княжить в Киеве и во Владимире, обеспечило Александру блестящие перспективы. К тому же ещё в детстве умер брат Алекандра, поэтому последний стал старшим наследником своего отца.

С 1236 года он начал действовать самостоятельно: отец, уехавший в Киев, посадил его княжить в Великом Новгороде.

Войско хана Батыя в своём нашествии чуть-чуть не добралось до Великого Новгорода, но такого же подарка нельзя было ждать от шведского правителя Ульфа Фаси. В «житии», кстати, он назван максимально неопределенно – «король страны Римской из Полуночной земли».

Его войско численностью примерно в пять тысяч человек подошло к устью реки Ижоры. Там произошла та самая Невская битва – князь Александр, получивший за неё впоследствии своё прозвище, пришел туда со своей конной дружиной и немногочисленными пешими воинами.

Многие новгородцы, согласно «житию», не успели присоединиться к походу, потому что князь собирал его в большой спешке.

А голос его как труба в народе лицо же его как лицо

Невская битва. Источник: polkrf.ru

«Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего», – говорится в «житии».

На самом деле сражение было далеко не самым крупным даже для того времени (к примеру, в войске князя Александра погибло всего несколько десятков человек), однако навсегда сохранилось в народной памяти.

Известный российский историк Сергей Соловьев объяснял это так: «Зная, какой характер носила эта борьба, с каким намерением приходили шведы, мы поймем то религиозное значение, которое имела Невская победа для Новгорода и остальной Руси».

«Победу на Неве рассматривали как торжество православия над католичеством; она послужила первым поводом к тому, чтобы причислить князя Александра, доброго страдальца за Русскую землю, к лику святых», – соглашается с этой мыслью не менее известный историк Сергей Платонов.

Впрочем, не все согласны с такой трактовкой столкновения. В частности, литературный критик Виссарион Беклинский пишет: «Словом битва такую мелкую стычку никто не величает. С обеих сторон в той драке приняло участие не более 300 человек. И Александр в той стычке не победил с тем блеском, как нам сказывали».

Ещё больше, чем сражении у Невы, князя Александра прославило Ледовое побоище. Немецкие рыцари из ливонских крепостей начали наступление по другому направлению – приближались к Великому Новгороду со стороны уже покоренной псковской земли. Сражение произошло в 1242 году в неширококй протоке между Псковским и Чудским озерами.

А голос его как труба в народе лицо же его как лицо

Ледовое побоище. Источник: theoryandpractice.ru

«Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью», – так описывается побоище в «житии».

Впрочем, историк Лев Гумилев при этом отмечает, что на самом деле количество рыцарей (русские называли их «божьими дворянами») было небольшим – всего пару десятков, зато их поддерживали пешие наемники. Историк Игорь Данилевский также считает, что значимость Ледового побоища сильно преувеличена.

Он подчеркивает, что «описание Невской битвы занимает в Новгородской I летописи в полтора раза больше места, чем описание Ледового побоища».

Перед Александром Невским стоял выбор: он мог искать союзников в Европе или в Азии. Его решение в «житии» описывается так: «Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл.

И увидел его царь Батый, и поразился. Почтив же его достойно, он отпустил Александра». В тексте также говорится и о том, что римских послов князь «отправил восвояси», отказавшись принимать их учение.

Александр Невский умер в 1262 году во время поездки к ордынскому хану. Перед этим он успел принять монашеский постриг под именем Алексея. Митрополит Кирилл возвестил о смерти князя такими словами: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской».   

Первые леди, затмившие своих мужей: как покоряли мир жены президентов

О житии и о храбрости блгв. кн. александра / православие.ru

Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м гг. XIII в. и связывают с именами Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла, с монастырем Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя. Здесь в XIII в. начинается почитание князя как святого и возникает первая редакция его жития.

Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.

А голос его как труба в народе лицо же его как лицо Икона святого благоверного князя Александра Невского.
Иконописная мастерская Екатерины Ильинской / icon-art.ru
Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал Приточник: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою святой Богородицы и помощью святого князя Александра.

Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: “Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я веду их”». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.

И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую.

Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.

Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову».

И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным.

И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде.

Вспомним Песнотворца, который сказал: “Иные с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо”».

Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба.

И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна.

Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые.

Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его.

Читайте также:  Фитинги для трубопроводной арматуры

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего.

Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.

Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались.

Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве.

Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы.

Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море.

Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.

На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.

После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ».

А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его».

Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких.

Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя».

Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться.

Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто сказал: «Захватим Александра», — отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою.

И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «Божьими рыцарями».

И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием крестным освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою».

И сказал Александр: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского».

И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.

В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали с того времени бояться имени его.

В то же время был в Восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие, от востока и до запада.

Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы? Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приезжай скорее ко мне и увидишь славу царства моего».

После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Александр едет!»

Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.

После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их.

О таких сказал Исайя-пророк: «Князь хороший в странах — тих, приветлив, кроток, смиренен — и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран.

Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости Своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое.

Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою и продлил Бог лета его.

Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: “Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем”».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого Собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.

И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Читайте также:  Угловые фитинги по iso

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся.

О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять – схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами.

Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась.

Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную.

Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян.

Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время!

И так прославил Бог угодника Своего.

Читать

  • Алексей Шишов
  • АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

От автора

История государства Российского знает немало выдающихся государственных деятелей и полководцев. Но есть среди них особо почитаемые в отечественной истории и памяти народной личности государей-воителей.

В числе первых из них — Александр Ярославич Невский.

Его короткая жизнь блеснула яркой звездой в безрадостном для земли Русской XIII столетии, когда раздробленная Русь не смогла противостоять разрушительному Батыеву нашествию и на несколько веков оказалась данницей Золотой Орды.

Став князем Великого Новгорода в 1236 году, пятнадцатилетний сын ратоборца (воителя), переяславского князя Ярослава Всеволодовича — Александр явился тем полководцем, который сумел защитить Северо-Западную Русь от внешних врагов. Он получил опыт вождения войск, участвуя в военных походах отца, у него же учился искусству княжеского правления. Александр Ярославич рано проявил себя расчетливым политиком и властным князем.

Юный правитель средневековой боярской республики — «господина Великого Новгорода» — сумел добиться военного союза с княжествами Полоцким и Смоленским, начал строительство приграничных крепостей по реке Шелони, усилил порубежную стражу на берегах Финского залива. Князь Александр Ярославич довел до совершенства военную мощь вольного города Новгорода.

Когда на Русь двинулись в крестовый завоевательный поход шведские рыцари, князь Александр Ярославич в двадцать лет встал во главе новгородского войска.

15 июля 1240 года на берегах Невы произошла битва, в которой королевское рыцарство Швеции было наголову разбито и позорно бежало с пятин — древних земель Новгорода.

В тот же год князя-воителя стал называть простой новгородский люд Невским, под этим именем он вошел в отечественную историю.

Значимость добытой в «злой сече» с заморскими завоевателями победы оказалась необыкновенно велика для того трагического повременья.

Она стала первой ратной победой наших далеких предков после вторжения на земли русичей степных орд хана Батыя. Невская победа не была случайным даром княжеской судьбы.

Суровая жизнь родила и выковала в юном Александре Ярославиче самый нужный в ту пору талант — талант полководца.

За первым крестовым походом на обескровленную Русь последовал новый, более грозный — рыцарства немецкого ливонского ордена. Вновь князь Александр Невский становится во главе русского воинства и штурмом берет захваченные ливонскими рыцарями порубежные города-крепости Изборск и Псков, очищает от иноземных завоевателей новгородские и псковские земли.

5 апреля 1242 года происходит решающее сражение на льду Чудского озера — знаменитое для истории Российского государства Ледовое побоище.

Древнерусский полководец с редким умением точно выбрал место и время сражения, с максимальной тактической пользой выстроил полки, продуманными действиями сковал крестоносное ливонское войско, а сам получил при этом необходимую свободу маневра.

«Была тут сеча великая», — скажет безвестный летописец. — «Немцы хвалились: возьмем князя Александра руками, а теперь их самих Бог предал ему в руки».

После сокрушительного разгрома «злокозненный» немецкий ливонский орден долго не мог восстановить свое военное могущество, поспешив заключить с вольным городом Новгородом мир на долгие годы.

Блистательная победа в Ледовом побоище дала молодому князю Александру Ярославичу Невскому славу великого полководца, признанного и в Золотой Орде, и в Европе.

Разгром двух крестовых походов, начатых с благословения Римского Папы Григория IX, — шведского и немецкого рыцарства — показал русичам, что не должно быть в их сердцах места отчаянию, что не угасла еще мощь родной земли.

Народ увидел в победах князя Александра Невского отсвет былой ратной славы родного Отечества и звездное предзнаменование своего будущего освобождения от тяжкого золотоордынского ига.

Древнерусский полководец заложил первый камень в дело объединения Руси, которое закончат его потомки.

Примечательно, что в молодом новгородском князе Александре Невском простой люд увидел образ бесстрашного и победоносного воителя за землю Русскую, образ светлый и героический. Оставшись навечно в исторической памяти своего народа, полководец стал святым в православии.

К святым на Руси отношение было во все времена самое строгое, даже требовательное. Случайных людей в православии не канонизировали.

Традиционно ряды православных святых пополнялись выдающимися личностями из княжеских родов — прославленными воителями или страдальцами за единство земли Русской.

Но все же нет среди них более почитаемого святого из числа ратоборцев, чем Александр Ярославич Невский. Великий князь — воитель и государь — здесь первый среди равных.

Князь-ратоборец прославил свое имя не только на поле брани. Он был еще и великим «государственным мужем», твердой десницей правившим и в вольном городе Новгороде, и в Суздале, и на великом княжении в стольном граде Владимире.

Дар полководца счастливо соединился в Александре Ярославиче Невском с политическим талантом и дипломатическим искусством. Сохранить Русь в XIII столетии от Золотой Орды только военными усилиями было невозможно.

Лишь мудрое и тонкое сочетание боевых и политических усилий, помноженное на умелую дипломатию, могло увести Русь от гибельной судьбины.

Летописцы единодушно отмечают величайшие заслуги князя-воителя в «успокоении» отношений русских земель с Золотой Ордой.

В отличие от других древнерусских князей, часто искавших сиюминутных выгод в случайных политических сделках, Александр Невский уловил глубинный смысл истории и, постигнув его, жил и действовал так, как требовала судьба Отечества.

Продуманными и осторожными шагами, год за годом «перемогаясь» (борясь) с Ордой, он охранял Русь от новых разрушительных походов ордынцев.

О личных заслугах великого князя Александра Ярославича Невского в старину не говорили долго, не писали пространно. В первой новгородской летописи в конце повествования о великом ратоборце

Отечества сказано просто и выразительно: «Потрудился за Новгород и за всю землю Русскую». В «Житии» святого благоверного Александра Невского говорится: «Он побеждал везде, а сам никогда не был побежден».

Светлый образ князя-воителя и высокая оценка его деятельности даны в работах многих известных отечественных историков, таких как В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, А. Ф.

Петрушевский, М. И. Хитров, М. Н. Тихомиров, В. Т. Пашуто, В. JI. Янин и многих других.

Все они отмечали несомненные заслуги Александра Ярославича Невского перед русским народом, перед будущим государством Российским.

Историк С. М. Соловьев, например, писал: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории — от Мономаха до Донского».

Именем Александра Невского будет напутствовать на поле Куликово московского князя Дмитрия Донского святой в народном самосознании еще при жизни Сергий Радонежский, воевода Михаил Шейн — героических защитников Смоленской крепости от поляков, князь Дмитрий Пожарский и «выборный человек всей земли» Кузьма Минин — ратников народного ополчения в лихую годину Смутного времени.

После смерти великого воителя средневековой Руси пройдут века.

В 1723 году император Петр Великий, вернувший России невские берега — бывшие новгородские земли-пятины, прикажет торжественно перенести прах полководца и святого из древнего Владимира в новую столицу государства, в специально построенную Александре-Невскую лавру., На предполагаемом месте битвы со шведами-крестоносцами поставят церковь Александра Невского. Древнерусский ратоборец станет патроном (покровителем) Российской империи.

Читать онлайн "Александр Невский [Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя]" автора Бегунов Юрий Константинович — RuLit — Страница 98

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Уже не найдется ни один подобный ему князь в земле Суздальский!» Иереи и дьяконы, черноризцы, нищие и богатые — и все люди говорили: «Уже погибаем!»

Святое же тело его понесли к граду Владимиру. Митрополит же с чином церковным, вместе с князьями и боярами, и весь народ от мала до велика встретили тело в Боголюбове со свечами и кадилами. Народ же толпился, желая прикоснуться к честному одру, на котором лежало его святое тело. Был же крик, и плач, и стон такой, какого еще никогда не бывало, — так что земля содрогнулась.

Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы, в Архимандритье великой, месяца ноября в 23-й день, в день памяти святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное, достойное памяти. Когда положено было святое тело его в гроб, Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать ему руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту. Он же сам, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита. И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его.

Об этом все услышали от господина митрополита и от эконома его Севастьяна.

Читайте также:  Труба уходит в ламинате

Кто ли не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время! И так прославил Бог угодника своего. Богу же нашему слава, прославившему святых своих во веки веков. Аминь.

Житие святого князя Александра Невского (Вторая редакция[26]

Перевод на русский язык Ю. К. Бегунова

О великом князе нашем и умном, крепкосмысленом, о храбром, тезоименитом царю Александру Македонскому, и ревнителе царя Ахиллеса, крепкого и храброго. Это же есть повесть о князе великом Александре Ярославиче, которому Бог увеличил годы жизни за его правду, продлил он ему дни в честь и славу ему

О Господе Боге нашем я, ничтожный и грешный, мало смысля, пытаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярослава, внука Всеволода. Так как слышал от отцов своих и сам был очевидцем жизни его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной его жизни.

Но как Приточник говорит: «В лукавую душу не войдет премудрость, становится она на высоких местах, стоит же посреди дорог, у ворот могущественных мужей садится».

Хотя и прост я умом, но молитвами святой Госпожи Богородицы и помощью святого князя Александра начало положу.

Князь этот Александр по Божьей воле родился от отца милостилюбивого и человеколюбивого, и более того, кроткого, князя великого Ярослава, от матери святой Феодосии. Как говорит Исайя пророк: «Так говорит Господь: Я ставлю князей, ибо они священны, Я руковожу ими».

Воистину так: без Божия повеления не было бы княжения его, но ростом он был выше других людей, и голос его — как труба в народе, лицо же его — как лицо Иосифа, которого поставил египетский царь вторым царем в Египте.

Сила же его была частью силы Самсона, и дал же ему Бог премудрость Соломона, а храбрость его — как у царя римского Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую.

Некогда, во время осады города Иотапаты, и вышли горожане, победили войско его, и остался Веспасиан один, и прогнал войско их к городским воротам, и посмеялся над дружиной своей: «Оставили меня одного». Также и князь Александр, побеждая везде, а сам был непобедим.

Ради князя Александра и пришел некто знатный от Западной страны, от тех, что зовут себя «слуги Божии», желая повидать его в расцвете сил так же, как в древности царица Ужская приходила к Соломону, желая наслушаться мудрых речей его. Также и этот, по имени Андреяш, увидев князя Александра, возвратился к своим и сказал: «Прошел я много стран, но не встретил ни такого царя среди царей, ни князя среди князей».

Прослышав же о том, о таком мужестве князя Александра, король римской веры из Полуночной страны подумал про себя, как Александра победить и в плен взять и как Великий Новгород пленить и людей словенских себе в рабство подчинить, и сказал: «Пойду и завоюю землю Александрову».

И собрал войско великое, соединившись с князьями и епископами своими, и мурманами, и сумью, и емью, и наполнил многие корабли многими своими полками, и устремился в силе великой, кипя духом ратным.

И пришел в реку Неву, и стал в устье Ижоры, влекомый безумием своим, желая захватить Ладогу, короче говоря, и Новгород, и всю область Новгородскую. Но преблагой и премилостивый человеколюбец Бог еще сохраняет нас и защищает нас от иноплеменников, которые понапрасну трудились без Божия повеления.

Пришла ведь тогда весть, что шведы идут к Ладоге, а в то время прислал король послов своих, возгордившись, к князю Александру, в Новгород, говоря так: «Если можешь, то сопротивься мне, я уже здесь и беру в плен землю твою».

вернуться

Мы здесь издаем перевод текста Жития св. Александра Невского по Лихачевской рукописи, хранящейся в Архиве Санкт-Петербургского отделения Института истории России РАН, в собрании академика Н. П. Лихачева (ф. 238), № 71, конца XV в. Издание древнерусского текста было выполнено финским ученым Вильо Мансикка. (См.: Мансикка В.

Житие Александра Невского (Разбор редакций и тексты) // Памятники Древней Письменности. T. CLXXX. СПб., 1913. С. 59–74.) Лихачевский список, вероятно, новгородского происхождения и принадлежит 3-му виду 2-й редакции по нашей классификации. (Подробнее см.: Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в сборнике из собрания Н. П. Лихачева // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXX. Л.

, 1975. С. 60–72.) Филологическая особенность Лихачевского текста такова, что он по своим преимущественным чтениям сближается с текстом гиперархетипа списков Псковского-Ленинградского, тоже XV в., и 1-й редакции Жития; в упомянутом гиперархетипе уже содержалось добавленное в качестве первого предисловия к Житию «Слово о погибели Рускыя земли», памятник XIII в.

Главная смысловая особенность Лихачевского текста заключена в соединении владимирского по происхождению текста 1-й редакции Жития с летописным, новгородским текстом «Сказания о князе Александре», которое читается в Новгородско-Софийском своде 1448 г. под 1240–1243, 1251 и 1262 гг.

Выбор этого текста для перевода обусловлен, во-первых, тем, что текст 2-й редакции не публиковался в переводе на русский язык, во-вторых, большей информативностью 2-й редакции Жития по сравнению с 1-й.

Сказание о житии Александра Невского. Композиция жития

Назовите отличительные особенности жан­ра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра?

Жанр жития возник и сложился в Ви­зантии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература.

Жи­тиями (слово житие в церковнославян­ском языке означает «жизнь») назывались произведения, рассказывающие о свя­тых — государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые.

Создатели жи­тийного жанра ориентировались на Свя­щенное Писание, образы которого, и преж­де всего образ Иисуса Христа, являлись идеальными.

Автор жития создавал образ святого по определенным правилам — ка­нону, поэтому создателя жития волновали не столько реальные качества, сколько вечное, общее, образцовое для многих свя­тых. Не индивидуальность личности, а его святость, связь с Богом, избранность — вот что стремились показать в житии.

По­вествуя о реальном историческом лице, автор жития изображал не жизнь конк­ретного человека во всех ее деталях и под­робностях, а некое обобщенное воплоще­ние святости. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали пред­ставлениям об идеальном герое. Рассказ о его жизни освобождался от всего бытово­го, конкретного, случайного. Все это было обусловлено тем, что житийная литерату­ра стремилась к поучительному воздейст­вию на читателя.

Что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения?

Жития имели следующую структуру: вступление, в котором объяснялись при­чины, побудившие автора начать повест­вование; далее следовала основная часть — рассказ о жизни святого, его смерти и по­смертных чудесах; завершалось житие по­хвалой святому.

Найдите в тексте портретную характерис­тику Александра Невского. Какой прием использу­ет автор жития, давая характеристику герою? С ка­кими героями сравнивается Александр Невский? Что вы о них знаете? Почему эти персонажи вы­браны автором для сравнения?

Автор так описывает князя: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поста­вил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

Характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис­ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета — правителями, являвшимися воплощением лучших чело­веческих качеств — красоты, мудрости, силы, храбрости.

Иосиф — любимый сын Иакова и Рахили, Самсон — богатырь, об­ладавший огромной физической силой, скрытой в его длинных волосах. Соло­мон — царь Израильско-иудейского го­сударства, правивший в 965-928 годах до н. э.

Согласно библейскому преданию, когда Соломону явился Бог и пообещал выполнить его просьбу, Соломон попро­сил не богатства и славы, а мудрости. Бо­гу понравилась его просьба, и он наделил Соломона мудростью и даже умением по­нимать язык птиц и зверей, а сверх того — богатством.

Соломон прославился спра­ведливым судом и мудрыми изречениями. Веспасиан Тит Флавий (9-79) — рим­ский полководец, подавлявший восста­ние в Иудее, император, известный воин­скими победами.

Эти правители являлись образцовыми, и, сравнивая с ними князя, автор подчер­кивает его особенность, исключитель­ность, идеальность.

Какие эпизоды жития вызывают эмоцио­нальный подъем у читателя? Почему? Какие худо­жественные приемы способствуют возникновению такого сильного впечатления?

Эпизод о явлении святых Бориса и Гле­ба, без сомнения, оказывает сильное воз­действие на читателя так же, как и описа­ние посмертного чуда. Автор жития ре­ализует свою цель — донести до читателя или слушателя символы православной ве­ры и вызвать чувство восторга, эмоцио­нальный подъем.

В видении накануне сражения с римля­нами князю Александру являются святые великомученики Борис и Глеб, приплыв­шие в лодке. Борис обещает Александру помощь и поддержку.

Согласно истории, они были вероломно убиты по приказу своего брата Святополка Окаянного, бо­ровшегося за киевский престол, а после смерти — канонизированы и признаны святыми.

Видение может быть истолкова­но как Божие благословение князя на свя­тое дело — защиту отечества.

В житии описано посмертное чудо: ког­да было положено тело Александра Нев­ского в гробницу, «Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную». Александр же поднял руку и принял гра­моту из рук митрополита, которого охва­тило смятение. Так прославил Бог угодни­ка своего.

Описание доблести князя Александра и его дружины также не оставляет читате­лей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором.

Эпитеты: шум сильный, красные одежды, бесчисленное множество, не­мцы безбожные, воины, храбрые, силь­ные, стойкие, сеча великая.

Сравнения: гребцы же сидели, слов­но мглою одетые.

На этой странице искали :

  • найдите в тексте портретную характеристику александра невского
  • что вы можете сказать о композиции жития как художественного произведения
  • какие эпизоды жития вызывают эмоциональный подъем у читателя
  • житие александра невского сочинение
  • с какими героями сравнивается александр невский

Сохрани к себе на стену!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *