Аммиачный трубопровод из россии

В течение 2019 года было отгружено на суда 2,53 млн т транзитного аммиака, для нужд внутреннего рынка транспортировали 80,36 тыс. т жидкого аммиака.

«Достижение таких значимых результатов — это результат ежедневного труда каждого работника, слаженной, продуктивной работы всего трудового коллектива.

Существенное перевыполнение плановых показателей также стало возможным благодаря своевременному проведению профилактических и капитальных ремонтов, постоянному повышению квалификации наших специалистов и других необходимых мероприятий», — отметил Максим Немчинов.

При этом на Украине не принято вспоминать, что подобные рекорды возможны из-за вынужденного простоя в строительстве перевалочного комплекса аммиака и карбамида в российском порту Тамань, который станет альтернативой Одессе.

Пока что аммиак — один из самых важных продуктов химической промышленности, который идет в том числе на приготовление азотной кислоты, азотных удобрений и красителей, экспортируется из России по территории Украины через аммиакопровод Тольятти — Одесса.

Альтернативный долгострой

Дело в том, что в России на сегодня нет ни одного полноценного терминала по перевалке аммиака. Им и может стать порт Тамань, в котором еще с 1999 года «Тольяттиазот» (ТОАЗ) пытается построить собственный терминал.

Этот терминал позволит значительно сократить затраты на поставку продукции за счет более короткого логистического плеча.

А главное — исключить транзитные риски, которые на фоне обострения политических отношений с Украиной в последние годы приобретают определяющее значение.

Мощность строящегося перевалочного комплекса составит 5 млн тонн в год. Грузооборот по карбамиду составит 2 млн тонн в год, по аммиаку — 3 млн тонн соответственно. В составе объекта будут работать береговой перевалочный терминал, гидротехнический комплекс, способный принимать суда дедвейтом до 50 тыс. тонн, комплекс вспомогательных и инфраструктурных сооружений.

«Одесский припортовый завод» должен будет выплатить $250 млн компании ФирташаАммиачный трубопровод из россии© из личного архива Дмитрия Фирташа

Даже с учетом запланированного роста объемов производства предприятия терминал должен полностью покрыть потребность «Тольяттиазота» в мощностях по перевалке продукции.

Продукция будет доставляться на комплекс преимущественно по железной дороге.

Рассматриваются варианты прямой доставки из Тольятти и частичного использования российского сегмента аммиакопровода с дальнейшей перевалкой груза на железнодорожный транспорт.

К настоящему времени на территории комплекса уже построен хранилищно-охладительный терминал аммиака с резервуарами изотермического хранения и компрессорной станцией, продуктопроводы, объекты обеспечивающей инфраструктуры, грузовые причалы и эстакада, выдающаяся в море на 2,5 километра, по которой аммиак и карбамид будут доставляться для погрузки на суда.

Строительство перевалочного комплекса началось еще в 1999 году. В период 2005-2014 годов работы были приостановлены по независящим от компании причинам. Возобновить проект ТОАЗ смогла лишь в 2015 году.

Тогда с Федеральным агентством морского и речного транспорта «Тольяттиазот» была согласована декларация о намерениях по строительству перегрузочного комплекса аммиака и карбамида, а с компаний «Росморпорт» — соглашение о взаимодействии при реализации инвестпроекта.

В течение 2016 года был подписан ряд постановлений и распоряжений правительства, в рамках которых проект ТОАЗ в порту Тамань включен в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта.

Примечательно, что реализация проекта перевалочного комплекса полностью финансируется ТОАЗ за счет собственных средств, без привлечения кредитов и бюджетных денег. Объем инвестиций оценивается в 14 миллиардов рублей.

В компании надеялись, что терминал сможет заработать уже в 2021 году, однако суды Краснодарского края осложняют процесс вот уже несколько лет подряд.

Например, в конце 2016 года, несмотря на наличие соглашения как с местными, так и с краевыми властями, Арбитражный суд Краснодарского края принял решение в пользу администрации региона, признав за ней госсобственность на 12 объектов недвижимости, входящих в структуру будущего порта и построенных за счет ТОАЗ. В числе отобранных оказались ключевые объекты порта: гидротехническая эстакада, узел водоснабжения, очистные сооружения и трансформаторные подстанции.

Это незаконное, по мнению юристов ТОАЗ, решение было отменено в кассационной инстанции в 2017 году. Тогда представители компании делились планами на будущее и думали, что все уже позади.

Однако в феврале 2019 года дело вернулось на новое рассмотрение, и все тот же суд решил: «Тольяттиазот» должен своими собственными руками снести всю построенную инфраструктуру.

На это в компании заявляют, что у ТОАЗ нет иного выхода, кроме как снова идти в суд с жалобой уже на это решение.

  • И пока продолжается судебная тяжба, растет грузооборот украинского морского порта «Южный», через который в отсутствие собственных терминалов ТОАЗ вынужден осуществлять отгрузку аммиака.
  • Содружество змеи и черепахи
  • Экономический аналитик Александр Рябоконь отмечает, что транзитный рекорд 2019 года оператора украинской части магистрального аммиакопровода «Тольятти-Одесса» «Укртхимтрансаммиака» непосредственно связан с производственным рекордом «Тольяттиазота».

«Украинский оператор по итогам прошлого года отчитался о транспортировке 2,51 млн тонн аммиака, т.е. фактически это означает, что «аммиачная труба» в сторону порта «Южный» работала на максимальной мощности.

В то же время основной поставщик аммиака — «Тольяттиазот» также достиг исторического рекорда его производства в 3 млн тонн, из них отгрузив 1,9 млн тонн через магистральную трубу.

Оставшиеся объемы транзита количеством в 0,6 млн тонн были разделены между российской компанией «Минудобрения» (г.Россошь) и украинскими производителями.

В принципе, на этом хорошие новости продвигаются к завершению, поскольку такая идиллия в отношениях между российским производителем и украинским оператором транзита носит временный характер «содружества змеи и черепахи», имея при этом не только длинную историю «тарифных войн» и судебных исков, но и весьма туманные перспективы дальнейшего сотрудничества», — пояснил в эксклюзивном комментарии Украина.ру Александр Рябоконь.

По его мнению, подобное сотрудничество будет продолжаться до тех пор, пока логистические мощности не имеющего аналогов аммиакопровода «Тольятти-Одесса» не получат конкурента в виде строящегося комплекса по перевалке аммиака в порту Тамань.

«Одесский припортовый завод» должен будет выплатить $250 млн компании ФирташаАммиачный трубопровод из россии© из личного архива Дмитрия Фирташа

«Безусловно, украинская сторона не против как можно более длительного втягивания во взаимные судебные споры по земельным и арендным вопросам в порту Тамань между «Тольяттиазотом» и администрацией Краснодарского края. Фактически они уже дали 5 лет загрузки основной части транзитных мощностей аммиакопровода и перевалочных мощностей в порту «Южный».

С другой стороны, сколько сроки пуска комплекса в Тамани ни сдвигай (теперь уже на 2024 год), а пускать придется.

Собственно, к этому времени украинская сторона имеет возможность подготовиться к работе аммиакопровода и перевалочных мощностей в непривычных для себя жестких конкурентных условиях.

Ранее, по ряду традиционно сложившихся причин, транзит аммиака железнодорожным транспортом серьезно с «трубой» не конкурировал, поскольку был дороже в среднем на 30-40%.

Тем не менее, тенденции существенного роста объемов производства на «Тольяттиазоте», а также планы предприятия до 2025 года довести объемы производства аммиака до свыше 4 млн тонн, безусловно, дают неплохие надежды украинскому оператору на взаимовыгодное сотрудничество в более отдаленном времени», — заключил Александр Рябоконь.

Загадка самого длинного в мире аммиакопровода "Тольятти-Одесса", построенного в СССР с помощью США

The Asahi Shimbun

Японское ежедневное издание

ГП «Укрхимтрансаммиак» – оператор украинского участка магистрального аммиакопровода «Тольятти – Одесса»

Фото из открытых источников

Отношения России и Украины переживают далеко не самые лучшие времена, но все же есть кое-что, чему найти альтернативу, сотрудничая с другими странами, сложно. Автор японского издания рассказывает о «необычной логистической структуре», в создании которой не последнюю роль сыграли США.

Об этом пишет The Asahi Shimbun.

Геополитика разрыва

Индийский ученый Параг Ханна предложил концепцию связующей геополитики. В современном мире благодаря взрывному развитию транспортной и коммуникационной инфраструктуры границы, нарисованные на карте, практически не имеют смысла.

Ключ от будущего находится в руках не географии, а «конектографии» (коммуникабельности). Ханна настаивает именно на этой концепции.

Я не очень согласен с аргументами индийского ученого, однако на постсоветском пространстве проявляются признаки, противоречащие духу времени в лице коммуникабельности.

В этом регионе в некотором смысле эпохой расцвета коммуникабельности был именно социалистический период. Между 15 республиками, составлявшими СССР, были условные границы, но они были тесно связаны с точки зрения инфраструктуры: железные дороги, нефте- и газопроводы, электрическая сеть и так далее.

Тем не менее в 1991 году СССР распался, и республики зациклились на постройке собственной экономики. В результате границы приобрели большее значение. Транспортная инфраструктура осталась рациональной с экономической точки зрения, но ее перестали использовать из-за политической конфронтации.

Классический пример — отношения между Россией и Украиной. В последнее время страны отрубают все тесные связи, оставшиеся с советских времен. Наверное, такое можно назвать «геополитикой разрыва».

Кстати, в своей книге Ханна также признает, что Россия с Украиной являются исключением из глобального тренда коммуникабельности.

Между тем есть определенная логистическая инфраструктура, которая используется до сих пор и которой сложно найти замену, сколько бы Россия с Украиной ни конфликтовали.

В первую очередь, это, конечно же, газопровод.

Россия пытается отстраниться от украинского маршрута, но в период с 2018 по 2019 год более 40% экспорта газа в Европу по-прежнему поставлялось именно по трубопроводу, который проходит через Украину.

Итак, о газопроводе различной информации предостаточно, поэтому в этот раз я хочу рассмотреть трубопровод иного характера. Из России в Украину пролегает самый длинный в мире аммиакопровод.

Украинская часть аммиакопровода «Тольятти-Одесса»

Фото из открытых источников

Он представляет собой самый длинный в мире трубопровод для поставки химической продукции. В США тоже есть химическая магистраль, но масштабы ее очень незначительные, а российско-украинское сооружение простирается на тысячи километров.

Почему же решили построить такую необычную логистическую инфраструктуру? И по какой причине этот аммиакопровод продолжает эксплуатироваться, несмотря на конфронтацию между Россией и Украиной?

  • История появления аммиакопровода
  • Из российского города Тольятти, который находится в Самарской области, в украинский порт «Південний» (бывший «Южный») в Одесской области простирается трубопровод длиной 2471 километр.
  • Новости по теме: 250 «Бейрутов» на украинских складах, или Кто и как контролирует хранение взрывчатого вещества
Читайте также:  Самодельный свисток для выхлопной трубы

Расстояние по прямой между Саппоро и Наха составляет 2244 километра, и это означает, что российско-украинский аммиакопровод на порядок длиннее. Удивительно, что удалось построить настолько впечатляющее сооружение. Пропускная способность трубопровода составляет 2,5 миллиона тонн жидкого аммиака в год.

Аммиакопровод выходит из завода азотных удобрений «Тольяттиазот», расположенного в городе Тольятти. Произведенный здесь жидкий аммиак отправляется по трубопроводу.

Тольятти — это промышленный город, известный благодаря крупнейшему в России автопроизводителю «АвтоВАЗ» (автомобили под маркой «Лада»), однако химическая промышленность в нем также хорошо развита.

Аммиак, отправленный на расстояние 2471 километр, в терминале Одесского припортового завода перегружается в танкеры и экспортируется. За созданием двух заводов и трубопровода стоят тесные взаимоотношения СССР и США.

Вашингтон считал коммунистический Советский Союз врагом, и торговые отношения между странами были ограничены. И только американский бизнесмен, еврей русского происхождения Арманд Хаммер (Armand Hammer), который был знаком с советским лидером Владимиром Лениным, раньше всех вышел на советский рынок.

Накопивший капитал благодаря бизнесу в СССР Хаммер покупает нефтяную корпорацию Occidental Petroleum и становится одним из самых богатых американцев. Это — пример нестандартного воплощения американской мечты: разбогатеть благодаря бизнесу с вражеским СССР.

В 1970-х годах наступила «оттепель», и правительство США стало активно развивать экономическое сотрудничество с СССР. Occidental Petroleum пользуется этим, и в 1973 году подписывает крупный контракт с советским руководством.

Это был проект строительства заводов в Одессе и Тольятти, а также аммиакопровода, связывающего их. Более того, схема заключалась не только в строительстве инфраструктуры, но и в покупке компанией Occidental Petroleum произведенного аммиака.

Тогда в США было много фосфатных удобрений, однако аммиак и азотные удобрения импортировались. При этом газовая держава СССР обладала высоким потенциалом с точки зрения производства аммиака и азотных удобрений (эти удобрения производятся из газа), но ему не хватало фосфатных удобрений.

В связи с этим Хаммер заключил контракт, в соответствии с которым США предоставляли капитал и технологии, строили заводы и трубопровод, а СССР импортировал американские фосфатные удобрения, произведенные на заводе Occidental Petroleum во Флориде. Контракт был действительно крупным — был рассчитан 20 лет и 20 миллиардов долларов.

Строительство заводов в Тольятти и Одессе началось в 1974 году. Первый был запущен в 1978 году, а второй — в 1979 году. Трубопровод открылся в 1981 году. Кстати, Одесса — это родной город отца Хаммера, который родился в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов.

В 2019 году — рекордный объем поставок за всю историю!

В конце 1991 года произошел распад СССР, и аммиакопровод оказался зажат между двумя независимыми государствам — Украиной и Россией. Что касается управления трубопроводом, то украинскую часть начинает контролировать украинская сторона, а российскую — соответственно Россия.

Тем не менее эксплуатация магистрали продолжилась. Жидкий аммиак также можно транспортировать по железной дороге, однако маршрут по трубопроводу прямиком в порт намного выгоднее.

И все же, как я отметил выше, большая часть аммиака, отправляемого из Тольятти в Одессу, экспортировалась танкерами в США. Между тем в последние годы американский рынок аммиака сокращается из-за «сланцевой революции». Поэтому сейчас удобрения экспортируют в основном в другие страны.

Безусловно, Россия и Украина конфликтовали по поводу аммиакопровода.

Например, в 2016 году украинская управляющая компания в одностороннем порядке подняла плату за транзит, поэтому «Тольяттиазот» прикрыл работу трубопровода, и поставки аммиака приостановились на некоторое время.

Что касается этой проблемы, то до сих пор ведутся слушания в суде. Тем не менее эксплуатацию трубопровода возобновили в 2017 году, и она ведется по сей день.

В 2019 году российский завод отправил по этому аммиакопроводу 2,51 миллиона тонн аммиака. Это — рекордные объемы за всю историю его существования. Можно сказать, что это стало впечатляющим достижением на фоне сложных отношений между Россией и Украиной.

Причина, по которой Украина до сих пор исподтишка импортирует аммиак из вражеской России, очевидна. Это приносит хорошие доходы. В 2019 году украинская управляющая компания заработала на транзите 78 миллионов долларов.

Кроме того, точная сумма неизвестна, однако Одесский припортовый завод также получил хорошую оплату за погрузку. Украине, которая постоянно испытывает финансовые затруднения, сложно отказаться от такого источника доходов.

В свою очередь, тольяттинский завод пользуется украинским маршрутом в силу внутренней обстановки в России. На самом деле, чтобы расстаться с украинским маршрутом, «Тольяттиазот» в 1999 году начал строить в порту Тамань, который выходит на Черное море, собственный разгрузочно-погрузочный терминал.

Тем не менее на стадии установки оборудования местная администрация Краснодара заявила, что участок принадлежит региону и подала иск в суд. В результате проект зашел в тупик.

  1. На данный момент политический вектор России и Украины направлен на разрыв отношений, но с точки зрения экономических реалий глубокая коммуникабельность, наследие прошлого, сохранилась, и аммиакопровод из Тольятти в Одессу красноречиво свидетельствует об этом.
  2. Мититака Хаттори
  3. Перевод: ИноСМИ

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIKUA.TV

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Как работает самый длинный в мире аммиакопровод?

Из аммиака (NH3) делают азотные удобрения, благодаря которым возможно современное сельское хозяйство. Без азотных удобрений поля давали бы в разы менее крупные и сочные растения. В холодильниках он выполняет роль хладагента; с его помощью получают полимеры и взрывчатые вещества. Но аммиак — еще и удушающий и нейротропный яд. Он вызывает отек легких, обжигает глаза и замораживает кожу, потому что при испарении поглощает тепло. Поэтому, несмотря на огромную потребность промышленности в аммиаке, для него очень редко строят трубопроводы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аммиакопровод «Тольятти-Горловка-Одесса» — это мировой рекордсмен: около 2500 километров жидкого аммиака. По территории России газ проходит 1396 километров, пересекая Самарскую, Саратовскую, Воронежскую, Тамбовскую и Белгородскую области: здесь трубу обслуживает ОАО «Трансаммиак», а украинский участок эксплуатирует УГП «Укрхимтрансаммиак».

Труба выходит на поверхность только на насосных станциях, начиная с первой, где аммиак поступает в трубу из хранилищ огромного завода «Тольяттиазот», и заканчивая 14-й на Григорьевском лимане в Одессе, где в порту Южный аммиак отгружается на экспорт. После того, как в Тольятти труба буквально ныряет в клумбу, она поднимается с глубины 1,4 метра лишь на 12 промежуточных насосных станциях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На территории первой насосной станции аммиак из хранилищ завода «Тольяттиазот» поступает в трубу. Потом труба поднимается из-под земли только на насосных станциях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Французские трубы, проложенные в конце семидесятых, под слоями праймера, защитной пленки и электрохимзащиты до сих пор выглядят как новые. Через каждые 5,2 километра поток аммиака можно останавливать — прямо в поле или с центрального пункта управления.

На ЦПУ на огромном экране виден каждый участок трубопровода: положение запорной арматуры, показания манометров и газоанализаторов, состояние электроснабжения и катодной защиты трубопровода и даже закрытые и открытые двери постов секционирования, где установлено оборудование телемеханики и связи.

Нажав кнопку в Тольятти, можно прекратить работу на любом участке аммиакопровода, в том числе и на территории Украины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для управления аммиакопроводом вдоль его трассы параллельно проложен коаксильный кабель связи.

Через пять лет заканчивается срок эксплуатации старого медного кабеля; к этому времени его заменят на оптоволокно, которое позволит дополнительно организовать охранную сигнализацию, видеонаблюдение, газовый анализ на объектах линейной части, тем самым повысив безопасность эксплуатации трубопровода.

Уже сейчас по просеке идет трактор. Длинным ножом он взрезает высохшую за лето степь и укладывает оптоволоконный кабель. На прокладку 1400 километров кабеля до границы с Украиной уйдет три года.

Оптоволоконный кабель заменит старый провод, срок эксплуатации которого подходит к концу. На фото трактор тянет за собой нож, который режет почву и отправляет под землю кабель в ярко-желтой изоляции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если где-то на аммиакопроводе идут работы, красная иконка Alarm начинает яростно мигать. Даже если все в порядке, возникает бегущая строка «Авария. Утечка аммиака».

Сотрудники ЦПУ рассказывают, что при такой системе диспетчер точно не пропустит ничего важного.

Система связи спасает и от охотников за цветметом: она срабатывает при перепадах электричества — а значит, всякий раз, когда на линии режут провода.

За 36 лет работы на трубопроводе произошла одна авария. В июне 2015 года в Терновском районе Воронежской области около 600 килограмм аммиака вылилось на кукурузное поле. После расследования выяснилось, что подвел человеческий фактор: за год до аварии на посту секционирования меняли шаровой кран, и фланец закрутили старыми болтами вместо новых шпилек. Соединение не выдержало.

Читайте также:  Хомут для труб с резиновой прокладкой сертификат

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жителей села Липняги, ближайшего к месту аварии, эвакуировали почти сразу.

Сработала система оповещения, сирена и громкоговоритель которой находится в каждом населенном пункте на расстоянии 2,5 километра от аммиакопровода.

Проверка: голос диспетчера произносит: «Внимание, проводится проверка речевой связи», но сирену не включают, чтобы не пугать людей. Местные жители знают, что она может означать.

Люди в оранжевых костюмах химзащиты — самые квалифицированные слесари, обслуживающие аммиакопровод. Дополнительную подготовку они проходят в учебном центре спасателей под Тулой. На фото они работают со своим главным инструментом — аппаратом «Стоппл», который позволяет вырезать любой участок трубы без потери давления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если на трубопроводе что-то случится, ремонтировать его будут не пожарные и не спасатели, а специальная команда людей в костюмах химзащиты. Это НАСФ (нештатное аварийно-спасательное формирование) — лучшие слесари «Трансаммиака», которых тренируют в центре аварийно-спасательных формирований в Новомосковске специально для работы в агрессивной газовой среде.

Их главный инструмент — непривычного вида машина «Стоппл» производства американской компании T.D.Williamson. Она может без снижения давления в трубопроводе вырезать часть трубы, ввести туда специальное закупоривающее устройство, тем самым отключив его от остального трубопровода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трубопровод обслуживает еще 400 единиц техники. У обходчиков есть УАЗы, тракторы для межсезонья и снегоходы на зиму: эти люди обходят свой участок каждый день в любую погоду. Кроме того, два раза в месяц над трассой пролетает вертолет.

Есть здесь и сельхозтехника: аммиаковозы и агрегаты для внесения аммиака в почву. Для живых растений аммиак — это эффективное азотное удобрение (внесение приблизительно 1 кг жидкого аммиака даёт прибавку в один центнер урожая кукурузы), но при неправильном использовании он может, наоборот, загубить урожай.

Вертолет Robinson облетает трассу аммиакопровода два раза в месяц.

На первой насосной тихо, пахнет степью и краской, растут садовые цветы. Только противотаранное заграждение на въезде напоминает, что в ярко-желтой трубе здесь начинает длинный путь самое опасное вещество из тех, которые которых когда-либо транспортировали по трубам.

65 млн тонн аммиака прокачали по уникальной трубопроводу

Юбилейную тонну жидкого аммиака ТОАЗ отгрузил в магистральный аммиакопровод Тольятти-Одесса, которым управляет ПАО «Трансаммиак», 13 июня.

История и бизнес двух предприятий неразрывно связаны. Даже строили их друг для друга – Тольяттиазот и самый протяженный в мире аммиакопровод. По трубе длиной 2203 км завод транспортирует около 80% своего главного продукта, а остальной аммиак использует для выпуска карбамида и доставляет потребителям по железной дороге.

– Возможности Трансаммиака для прокачки превышают 7000 тысяч тонн продукта в сутки, – отмечает генеральный директор Андрей Иванов.

– Для понимания масштаба: все семь агрегатов аммиака ТОАЗа в оптимальном режиме могут вырабатывать 10 000 тонн в сутки. Завод и мы в равной степени заинтересованы в стабильной работе производств аммиака.

Рады, когда объемы прокачки увеличиваются, с нетерпением ждем возвращения в строй четвертого агрегата.

Магистральный аммиакопровод – наиболее безопасный и дешевый способ транспортировать аммиак: в час он прокачивает до 315 тонн продукта, а в железнодорожные цистерны за то же время можно налить 160 тонн. В среднем жидкий аммиак движется по трубе от Тольятти до конечной точки в Одессе две-три недели.

В инфраструктуре Трансаммиака – восемь насосных станций, расположенных по пути трубопровода на территории России. Именно они приводят в движение аммиак, их используют для перекачки в зависимости от нагрузки.

Не весь аммиак идет до Одессы – часть продукта следует по маршруту «от завода до поля».

Его выдают в аммиаковозы для местных сельскохозяйственных и промышленных потребителей на 11 раздаточных станциях в пяти регионах России – в Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской и Белгородской областях.

Кроме того, в районе Балаково от аммиакопровода проложен 14-километровый отвод до еще одного постоянного потребителя тоазовского аммиака – филиала АО «Апатит», входящего в группу компаний «Фосагро».

– Из 65 миллионов тонн тоазовского аммиака, прокачанного по аммиакопроводу, более 60 миллионов дошло до Одессы. Остальной объём мы доставили потребителям через раздаточные станции и отводы, – уточнил Андрей Иванов.

– Трансаммиак ни разу не сорвал договоренности по транспортировке готовой продукции ТОАЗа. У нас очень жесткие требования к поддержанию оборудования в работоспособном состоянии и особое отношение к ремонтам, связанным с остановкой перекачки.

Сроки согласовываем со всеми нашими партнерами, минимизируем время простоя.

Юрий Николаев для «Волжского химика»

Транзит аммиака из России через Украину работает бесперебойно несмотря на погодные условия

В случае нештатных ситуаций во время обесточивания резервное электроснабжение обеспечивается специальными генераторами.

Несмотря на сложные погодные условия, магистральный аммиакопровод «Тольятти-Одесса» работает в штатном режиме. Это стало возможным в том числе и благодаря оперативному и качественному проведению ряда технических мероприятий по ликвидации и устранения последствий непогоды, сообщает руководитель государственного предприятия «Укрхимтрансаммиак» Вадим Двойнос.

В эти дни на юге Украины, в регионах, через которые пролегает трубопровод, в течение нескольких дней наблюдались сложные погодные условия: снег и метель (прирост снежного покрова — 30-40 см, налипание мокрого снега), усиление скорости ветра до 15 — 20 м/с, гололедица. Все эти природные факторы привели к полному обесточиванию главных постов секционирования (ГПС) 13Ц5, 13Ц4, 13Ц3 (все — Одесская область; обслуживает Николаевское управление магистрального аммиакопровода).

По словам руководителя предприятия, по результатам экстренного совещания было принято решение о возобновлении электроснабжения и срочно сформирована рабочая бригада, после детального осмотра линий обнаружила такие неисправности разрушения изоляторов на 31 опоре и на 3 анкерных опорах, обрыв двух проводов на разъединители комплектной трансформаторной подстанции, обрыв четырех проводов между анкерными опорами. Восстановление электроснабжения на этих объектах было осуществлено в максимально сжатые сроки — за 9 дней.

«В случае нештатных ситуаций во время обесточивания резервное электроснабжение обеспечивается специальными генераторами. Для предотвращения аварийных ситуаций в дальнейшем на этих линиях планируется провести внеплановый верховой осмотр и при необходимости — ремонт»- говорит главный энергетик Николаевского управления Александр Топольский.

Аммиакопровод «Тольятти-Одесса» был построен в конце 1970-х годов для транспортировки российского аммиака на экспорт.

Общая производительность аммиакопровода составляет 2,52 млн тонн в год, из них 2,12 млн приходится на российские предприятия, оставшиеся 400 тыс. тонн, обеспечивал остановленный с 2014 года украинский концерн «Стирол».

На другом конце аммиакопровода находится «Одесский припортовый завод», оттуда аммиак загружается в танкеры и направляется на экспорт.

Общая протяженность аммиакопровода составляет 2,42 тыс. километров, по территории Украины – 1,02 тыс. километров.

Не только газ. Украина повышает ставки и теперь рискует потерять еще и транзит аммиака

 Украина.руУкраина.ру

В прошлом году прокачка транзитного аммиака по продуктопроводу «Тольятти-Одесса» достигла максимума за всю историю его работы. Как заявил руководитель госпредприятия «Укрхимтрансаммиак» Максим Немчинов, на 1 января 2020 года было транспортировано 2,51 млн т аммиака, перевыполнение плана составило 16,8%.

Уникальный по протяжённости и пропускной мощности продуктопровод Тольятти-Одесса перекачивает аммиак, производимый в основном на российском предприятии «ТольяттиАзот», на Одесский припортовый завод — откуда его затем экспортируют в разные страны мира.

«ТольяттиАзот» при транзите аммиака по территории Украины не раз сталкивался с серьезными проблемами. Это и вынудило российское предприятие реализовывать дорогостоящий проект, цель которого — отказ от использования участка трубопровода, контролируемого украинским ГП «Укрхимтрансаммиак» (УХТА), и от перевалочных мощностей Одесского припортового завода.

Еще один Одесский припортовый

Одесский припортовый завод создавался как экспортный объект, в первую очередь, для экспорта аммиака. Первая продукция завода вышла в 1978 году, это был аммиак. А уже в 1979 году был сдан в эксплуатацию аммиакопровод «Тольятти-Одесса» и второй агрегат аммиака, а также принят первый аммиак из аммикопровода от Стирола.

За короткий период времени был построен образцовый азотный комплекс, с суммарной мощностью перевалки аммиака 4,3 млн тонн в год со складом хранения в 120 тыс. тонн.

По сути, в первые годы своей работы завод работал как перевалочный комплекс и производитель аммиака. Почти весь аммиак уходил в США, которые закупали у СССР более 2 млн тонн в год.

В 2000-х годах Украина начала наращивать экспорт удобрений. Такому росту, во-первых, способствовал дешёвый газ: цена газа для украинских заводов долгое время составляла $50/тыс. м куб. без доставки.

В результате себестоимость аммиака была меньше $100/тонна при том, что на мировом рынке цена на аммиак с 2003 года редко опускалась ниже $300 на условиях FOB, Черное море, а в 2008 году и вовсе достигла $850-900/тонна.

Читайте также:  Морозостойкие полипропиленовые трубы для водопровода

Украинское государство от государственных предприятий ОПЗ и ГП «Укрхимтрансаммиак» получало в казну больше, чем от всех химических заводов вместе взятых.

В 2008 году чистая прибыль ОПЗ составила 796,98 млн грн, примерно такой же доход мог принести «Укрхимтрансаммиак».

Объективно, ежегодно, при рациональном использовании оба объекта аммиакопровода в Украине могли бы получать прибыли по $100 млн каждый.

Но завод в 2010 году ушел в убыток, сумев получить прибыли только в 2011, а с 2013 года и вовсе борется за выживание.

В условиях нестабильной мировой конъюнктуры на рынке азотных удобрений для украинского государственного азотного гиганта единственным способом выжить была перевалка аммиака.

Переваливая в 2000-х годах по 150 тыс. тонн российского и по 80-130 тыс. тонн украинского аммиака в месяц, завод получал ежемесячный доход около $1,5-1,8 млн. За год могла «набежать» сумма в $18-19 млн.

В 2010-х стоимость перевалки росла, достигнув в 2015 году $20,22/т, а доход от перевалки позволил заводу минимизировать убытки и выжить в сложный период.

В 2017 году для украинских экспортеров стоимость перевалки аммиака в порту Южный составляла 407 грн/т с НДС (из них услуги порта 35 грн/т). Это $12,1 США/т без НДС (по курсу 28 грн/$).

Суммарный доход только от перевалки российского аммиака исчислялся в 2017 году в $48-49 млн. в год.

С учетом перевалки еще и карбамида, завод мог легко зарабатывать $60 млн в год только на перевалке, ничего не производя.

Стоимость транспортировки аммиака через трубопровод «Тольятти-Одесса» всегда была поводом для споров. Это единственный в мире магистральный аммиакопровод такого масштаба. Общая длина аммикопровода составляет 2417 км, из них по Украине проходит 1018 км.

Ветка, по которой идет аммиак ТОАЗ, имеет протяженность 804 км. Оператором, обслуживающим украинскую часть аммиакопровода, является государственное предприятие «Укрхимтрансаммиак», российскую часть обслуживает ОАО «Трансаммиак».

Это единственный в мире магистральный аммиакопровод такого масштаба. Второй, куда более скромный, функционирует в США. По факту, определяя тариф на прокачку, практически невозможно отталкиваться от цен на аналогичную услугу на других рынках, как, например, в случае с транзитом природного газа.

Поэтому тарифы на прокачку аммиака, как правило, зависят от коммерческой стоимости альтернативных способов транспортировки сырья, в редких случаях они могут зависеть от стоимости продукта на мировом рынке, прежде всего, когда падение цен ведёт к тому, что с учетом затрат на транспортировку продажи аммиака становятся убыточными.

В отличие от железной дороги, по аммиакопроводу можно прокачивать только аммиак.

До конца 2006 года тариф на перекачку аммиака был неизменным и составлял $2/т на 100 км аммиакопровода, тариф повышался в 2007 и 2011 годах.

Максимальный тариф в $4,8 за тонну на 100 км пути был установлен Министерством экономразвития Украины в октябре 2015 года, но уже в ноябре 2016-го года Высший административный суд Украины признал незаконным соответствующее повышение. В результате тариф был снижен до прежнего уровня — $3,8 за 1 тонну на 100 км.

Стоит отметить, что одновременно с тарифом на прокачку росла и ставка рентной платы за транспортировку аммиака с $1/т до $2,4/т на 100 км. Однако, после последнего снижения цены транзита, ставка рентной платы осталась на прежнем уровне. Таким образом УХТА может заработать $1,4 на прокачке каждой тонны на 100 км.

В конце декабря 2016 года из заявлений теперь уже бывшего руководства УХТА стало известно, что ГП отказалось снижать тариф, как было предписано решением ВАСУ, и потребовало от ТОАЗ оплаты по старому тарифу — 4,8 долл./т за весь 2016 год.

В свою очередь в ТОАЗ заявили о том, что это УХТА должен компенсировать осуществленную им ранее выплату надбавки к тарифу за весь период — ведь суд признал незаконным и недействительным ее введение с самого начала.

С началом 2017 года, несмотря на то, что допсоглашение, повышавшее стоимость транзита до 4,8 долл. США, прекратило свое действие, и тариф вернулся на желаемый для Тольятти уровень — 3,8 долл. США, конфликт не только не прекратился, но разгорелся с новой силой.

Руководствуясь стремлением восполнить потери от снижения тарифа на прокачку, УХТА потребовал от ТОАЗ заключить новое допсоглашение, повышающее стоимость «других услуг», фактически это услуги по перевалке и таможенному оформлению аммиака, которые уже сам УХТА закупает у ОПЗ. Якобы в противном случае УХТА невыгодно осуществлять транзит, учитывая, что из полученных от Тольятти $30,6 за прокачку тонны аммиака они отдают государству в виде ренты $19,3 долл.

Требования УХТА не нашли понимания у ТОАЗ, более того, россияне предложили УХТА исключить из действующего контракта якобы убыточные услуги по перевалке, чтобы перейти на прямой договор с ОПЗ. УХТА предложение отклонил, продолжая настаивать на подписании нового допсоглашения.

Вероятная причина такого поведения УХТА заключается в попытках увеличить реальную доходность транзита, при формальном сохранении тарифа на уровне, установленном решением Высшего хозяйственного суда и действующей редакцией контракта.

Как бы там ни было, ТОАЗ не согласился на требования УХТА, настаивая на выполнении условий действующего договора, УХТА отказался осуществлять транзит, после чего ТОАЗ обратился в коммерческий арбитраж при Торгово-промышленной палате Украины с иском о взыскании с УХТА убытков, нанесенных односторонним отказом от выполнения действующего договора.

В ответ руководство УХТА заявило о намерении законсервировать украинскую часть аммиакопровода. «Укрхимтрансаммиак» оказался в щекотливом положении, с дефицитом формальных аргументов, но возможностью оказывать давление посредством прекращения транзита.

Эта ситуация не нова и уже была отыграна в 2011-2012 году, когда также поднимался вопрос увеличения ставки за транзит. Урок был усвоен, и ТОАЗ в 2015-2016 годах подготовился к такому развитию событий, и в результате продержался без транзита более месяца, так и не уступив, в то время как в ходе прошлого конфликта оказалось достаточно и одной недели.

Вопрос о повышении цены на другие услуги, связанные с транзитом аммиака, с 2017 года рассматривался в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Украины.

В сентябре 2019 года «Укрхимтрансаммиак» выиграл арбитраж и добился вынесения арбитражного решения о пересмотре тарифа на транзит и отклонения всех встречных исковых требований «ТольяттиАзот», экономический эффект которых превышал $180 млн.

По оценке специалистов, при тарифе на транзит аммиака по трубе в $3,8/т на 100 км ТОАЗ тратит на Украине на перевалку и транспорт около $50/т, по России еще около $10-15/т. Итого, до $65/т транспорт аммиака, что для завода выгоднее и логично, если сравнивать с транспортом вагонами.

Если же стоимость транспорта будет $4,8/т, то транзит по Украине вырастает на $10/т и приближается к стоимости поставок в латвийский порт Вентспилс. Цифры не точные, но даже этого достаточно для понимания. Скорее всего, инвестиции ТОАЗ в строительство трубопровода в обход Украины действительно могут окупиться

Следует признать, что конфликт «Укрхимтрансаммиака» и «Тольяттиазот» еще больше простимулировал российскую сторону ускорить процесс постройки новой ветки аммиакопровода в обход Украины.

По сути, строительство новой ветки аммикопровода в Тамань грозит Украине полным отказом россиян грузить аммиак через порт Южный. Так, схема поставок аммиака через две ветки аммиакопровода могла бы быть рабочей только в том случае, если стоимость транзита по обеим веткам была равной, что, нереально, так как чисто географически порт Тамань ближе к ТОАЗу.

Таким образом, единственным вариантом, при котором после окончания строительства в Тамани украинская ветка продолжит работу, является увеличение мощностей производства аммиака, предназначенного для экспорта через Чёрное море, до уровня, превышающего совокупные мощности обоих портов. Однако при этом остаётся риск, что соответствующий рост предложения окажет долгосрочное негативное влияние на конъюнктуру цен на аммиак на международном рынке, что невыгодно и самим россиянам.

Таким образом, конфликт между «ТольяттиАзотом» и «Укрхимтрансаммиаком» опасен для Украины. В случае окончательной остановки транзита аммиака, ОПЗ может полностью лишится заработка от перевалки аммиака из России, как собственно и сам «Укрхимтрансаммиак», в то время, как обслуживание аммиакопровода даже законсервированного требует постоянных затрат.

Не говоря уже о недополученных доходах бюджета, поскольку больше всех на транзите аммиака зарабатывает именно государство.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *