Тип судна с трубами

Тип судна с трубами

Прелесть мира заключается в его многообразии. Эта философская аксиома как ни где, применима к судостроению. Многообразие позволяет не только выбирать лучшее, но и иметь в наличии альтернативную концепцию, прошедшую стадию испытаний и доказавшую, пусть в некоторых случаях и частично, правильность идей и реализованных в ней технических решений.

Просчеты, допущенные при выборе концепции нового типа судна и его дальнейшем проектировании, становятся очевидны даже не на стадии физического воплощения идей его создателей в металл, а в процессе эксплуатации, причем в большинстве случаев многолетней.

В настоящее время российское гражданское судостроение переживает период безальтернативности, причем многосторонней или, вернее сказать, системной.

Односторонность наблюдается во всем, это и заказчик судов, в лице ГТЛК, и ограниченное число судостроительных заводов, «Красное Сормово», Окская судоверфь и Невский СРЗ, и типы строящихся судов, в основном проект RSD59, и эксплуатационники построенных судов, не совсем понятные лизингополучатели, многие из которых не знамо откуда появившиеся, хотя по требованиям самой ГТЛК, лизингополучатель должен иметь опыт эксплуатации судов, как минимум три года. К этому необходимо еще добавить 100% комплектацию строящихся судов иностранными комплектующими. Все перечисленное является той еще «ложкой дегтя», которая настораживает, беспокоит и не позволяет радоваться успехам нашего судостроения.
На фоне не вызывающей оптимизма современной российской безальтернативности, появление чего-то другого сразу привлекает внимание и вызывает желание изучить его поглубже. Так появление информации о строительстве компанией «Астон» сухогрузных судов река-море плавания на судостроительном заводе в Китае не оставило автора равнодушным и захотелось узнать что за суденышки строят китайские судостроители. К месту будет упомянуть, что это далеко не первые суда река-море плавания, которые строятся в Китае для российских судовладельцев, там были построены 6 сухогрузов проекта RSD18, в настоящее время более известные по названиям типа «Порт Оля – 1», а также несколько танкеров.

Компания «Астон» подписала контракт на строительство 4 судов, с опционом еще 6 единиц. Головное судно «Диана-Мария» уже передано заказчику и в настоящее время совершает переход в Черное море.

Тип судна с трубами

Второе судно «Екатерина» проходит ходовые испытания и в ближайшее время также направится в Россию, если конечно напасть в виде коронавируса не задержит его сдачу. Еще два судна находятся на стадии строительства на стапеле.
Теперь самое время перейти к проекту данных судов.

Головным судном проекта стал сухогруз река-море плавания «Кайова» (Kiowa), построенный в Турции на верфи Гисан в Тузле и сданный в эксплуатацию в ноябре 2016 г. Судно было построено по заказу турецкой судоходной компании Misha Shipping.

Прочитав название судна «Кайова», знатоки торгового флота, наверняка, сразу, связали это название индейского племени, с уже существующими «индейцами», а именно с судами типа модернизированный «Волжский»: «Апачи», «Команчи», «Чероки», Навахо» и другие, и собственно, правильно сделали, так как все они принадлежат уже упомянутой судоходной компании с берегов Босфора.

Тип судна с трубамиНа фото  «Comanche» в порту Ростов-на-Дону 28 января 2020 г.

Суденышко получилось неплохое и проект получил продолжение, как водится, в модернизированном виде, со значительно увеличенным дедвейтом. Если у головного судна дедвейт 7912 т, то у второго судна он составил около 9300 т.

Увеличению дедвейта способствовало увеличение ширины судна с 16,80 м до 17,00 м, высоты корпуса с 6,00 м до 6,80 м и увеличении осадки в море с 4,7 м до 5,35 м. Расчетная речная осадка осталась 3,60 м с соответствующим ей дедвейтом 5200 т.
Первое модернизированное судно получило название «Могикан» (Mohican).

Спуск судна на воду состоялся 20 апреля 2019 г и в том же году, 26 сентября, завершились его ходовые испытания. Еще два судна модернизированного проекта были заложены ранее, в октябре 2018 г «Сенека» и в апреле 2019 г – «Маори».

Все суда данного типа, не смотря на просто гигантский дедвейт в море, относятся к судам «Волго-Дон макс» и их размеры позволяют им совершать рейсы по внутренним водным путям европейской части нашей страны, кроме трассы Беломорско-Балтийского канала.

Это разумеется относится и к судам, заказанным компанией «Астон» в китайской провинции Цзянсу на верфи Jiangsu Dajin Heavy Industry.
Основные данные судна «Кайова»:
Длина судна: 140,90 м.
Ширина: 16,80 м.
Высота корпуса: 6,00 м.
Осадка в море: 4,70 м.
Осадка в реке: 3,60 м.
Дедвейт в море: 7912 т.
Дедвейт в реке: 5215 т.
Валовая вместимость: 6364.
Чистая вместимость: 3875.
Скорость судна в полном грузу: 10,50 уз.
Скорость судна в реке: 11,00 уз.
Главные двигатели: 2 х Yanmar 6EY22AW, 1030kW.

В качестве движителей установлены два винта фиксированного шага в неповоротных насадках. За каждой насадкой установлен руль, типа Flap type rudder blade, напоминающий известный Becker rudder.

Тип судна с трубами

Оба фото судна “Kiowa” взяты с сайта судоходной компании Misha Shipping.

Система: дизельный двигатель, валопровод, винт фиксированного шага (ВФШ) в насадке и руль, считается традиционной для судов река-море плавания.
Ее достоинство заключается в простоте, дешевизне, и неприхотливости в эксплуатации.

Отказ от винто-рулевых колонок, которые устанавливают на суда проекта RSD59, в целом, можно считать удачным решением, хотя в целом это и снижает управляемость таким крупнотоннажным для речных условий судном, особенно в условиях сильного бокового ветра.

В качестве носового подруливающего устройства установлено НПУ, норвежской фирмы Brunvoll, тип – FU 37 LTC 1000 Tunnel thruster, мощностью 240 кВт.
Судно имеет 4 трюма, грузовместимость трюмов № 1 и № 4 по 3157,154 м³, а трюмов № 2 и №3 по 3309,306 м³. Размеры крышек всех трюмов одинаковые.

Возврат к четырех-трюмной схеме – это тоже классика для судов река-море таких размеров, а для при перевозке зерновых грузов насыпью еще и значительно удобнее, чем при трех-трюмной схеме.

Упования отечественных заказчиков судов проекта RSD59, на массовую перевозку крупногабаритных грузов для проектов на Каспии, можно считать утопическими, особенно после строительства почти двух десятков специализированных судов компанией «Топаз» и следовательно огромный трюм, большей части судов вряд-ли понадобится.

Открытие крышек осуществляется при помощи гидравлических домкратов. Отличнейший выбор, по сравнению с проектами RSD59 и RSD32M, на которых открытие крышек осуществляется козловым рельсовым краном, а число крышек на RSD59 – 17 штук.

Как говорится, почувствуйте разницу, хотя тот, кто не передвигал понтоны краном, разницы вернее всего, что не осознает, а разница поверьте весьма существенная, даже огромная.

Одно дело – повернул рычаг и пара крышек открывается гидравликой за пару минут, и другое дело цеплять крышку краном, перемещать ее по рельсам метров на 50, затем опустить ее на стопку ранее уложенных крышек и катить обратно метров 57 за следующей крышкой. Ночью, в снег, да при большом дифференте, да крене, да по скользким рельсам, да с сокращенным донельзя экипажем, да… не дай Бог!

Тип судна с трубами
Гидравлика же – это не только традиция, но и значительное облегчение труда моряков. Разумеется, система гидравлики требует обслуживания, но ведь и козловой кран совсем не вечен и потребует ремонта значительно раньше, в виду большой эксплуатационной нагрузки.

Компоновкой движительно-рулевого комплекса и 4-х трюмной схемой судно типа «Кайова» весьма схоже с головным судном проектом RSD79, заложенным на верфи Братьев Нобель в Рыбинске в декабре 2017 г.

Главные размерения судов также практически одинаковые.

Существенным отличием является способ открытия люковых закрытий, на RSD79 они открываются все тем же пресловутым козловым краном, а также форма форштевня и носовых обводов корпуса.

Рассмотрев в общих чертах проект судна «Кайова», напрашивается вывод, что турецкий проект современного судна река-море плавания типа «Волго-Дон макс», значительно ближе к традиционной советской концепции данного типа судна, чем интенсивно строящиеся на трех наших заводах современные проекты RSD59 и RSD32M.
Можно только приветствовать появление альтернативного проекта судна, содержащего в себе советскую классику в современном инновационном корпусе, пусть и построенного на иностранной верфи.

Ну а головное судно компании «Астон» тем временем имеет все шансы стать первым сухогрузом, введенным в эксплуатацию в текущую навигацию.

Автор капитан В.Н. Филимонов

Суда-трубоукладчики. Способы укладки трубопровода

J-Lay Tower – вышка для укладки трубопровода методом J-Lay; J-Lay DP Vessel – судно, оснащенное системой динамического позиционирования, с которого укладывается трубопровод методом J-Lay; Thrusters – винто-рулевые колонки; Unsupported span – неподдерживаемый участок; Sagbemd region – участок изгиба трубопровода;  Seabed – морское дно; Touchdown point – точка касания дна трубопроводом; Waterline – уровень воды.

Читайте также:  Сифон из полипропиленовых труб

В то время как метод укладки трубопровода S-lay приемлем только для мелководья,  метод укладки J-lay может быть использован на глубинах. Это возможно благодаря относительно короткому участку провисающего трубопровода и меньшим требуемым усилиям натяжения при укладке. Монтаж и укладка проводится практически вертикальным способом, причем трубопровод укладывается на морское дно с одинарным радиусом изгиба. Скорость укладки составляет 3,2 км/день. При укладке каждый сегмент трубы сначала поднимается в вертикальное положение, и затем они свариваются один с другим.  Инспектирование и нанесение покрытий также проводится на борту судна. При движении судна по маршруту трубопровод медленно опускается на дно. Поскольку трубопровод в отличие от метода S-lay, имеет только один изгиб, риск структурных повреждений за счет излома трубопровода минимален. Water – уровень воды; Touchdown point – точка касания дна трубопроводом; Tensioner – устройство для создания усилий натяжения; Stinger – стингер; Reel – барабан; Reel–Lay Barge – баржа для укладки трубопровода методом Reel–Lay; Pipeline – трубопровод.  Метод укладки трубопровода с барабана Reel-lay считается наиболее эффективным. Скорость укладки составляет 3,5 км/час. Он приемлем для укладки трубопроводов с диаметром трубы менее 18 дюймов и коэффициентом соотношения диаметра трубы к толщине стенок  (D/t)  между 20 и 24. Главное преимущество такого метода перед предыдущими в том, что весь производственный процесс, включая сварку, инспектирование и нанесение покрытий проводится на берегу, а не борту судна, что значительно сокращает затраты производственного времени и средств. Перед укладкой трубопровод наматывается на барабан большого диаметра, смонтированный на борту судна. С этого барабана и производится укладка трубопровода на дно.  

Время от времени появляются инновационные проекты судов-трубоукладчиков, как например судно «Lewek Constellation».

Компании, заключающие контракты на прокладку трубопроводов по дну моря, все чаще и чаще решают  использовать на борту судна различные способы укладки труб, поскольку инфраструктура нефтегазовых месторождений, по большей части, состоит из различных трубопроводов, которые требуют разных методов укладки труб. Это предъявляет к проектам судов-трубоукладчиков специфические требования: больше гибкости в использовании различных технологий, больше ценовой эффективности для работ на любых глубинах, оснащение оборудованием, пригодным для монтажа различных трубопроводов.

Тип судна с трубами Рис.7. Инновационное судно-трубоукладчик «Lewek Constellation», прокладывающее трубопровод методом Multy-Lay. Источник

Aligner Wheel – выравнивающий барабан; 3000 mT Main Crane – главный кран грузоподъемностью 3000 т; 4×1200 mT Storage reels – четыре барабана для хранения трубопровода весом по 1200 т;  2×1250 mT Carousels – два подпалубных поворотных барабана для трубопроводов весом по 1250 т; 60 mT PLET (pipeline end termination) handling system and work station – оборудование весом 60 т для  работы с оконечным устройством трубопровода  и рабочая станция; Moon pool 19 m L x 8 m W – шахта со свободной водной поверхностью размерами: длина 19 м, ширина 8 м; 2×600 mt Winches – две лебедки с натяжным усилием 600 т; 2x20mT Storage Reel – два барабана для хранения трубопровода весом по 20 т; 125 mT Secondary Winch – вспомогательная лебедка с усилием 125 т; 2 WROVs TMS (Thether Management System) – два подводных телеуправляемых аппарата (ПА) c устройством контроля кабеля ПА; Helipad Sikorsky 61N&S92 – вертолетная площадка для вертолетов марки Sikorsky 61N и S92; Optional J-Lay Module – опционный модуль для укладки труб методом J-Lay; 2x400mT Tensioners – два устройства для создания усилий натяжения по 400 т; Rigidpipe Straightening – спрямляющее устройство; 80mT Crane – кран грузоподъемностью 80 т.

Наличие на борту судна ПА обеспечивает возможности инспекции и при необходимости проведения подводных работ. ПА является необходимым компонентом оборудования судна-трубоукладчика. Шахта со свободной водной поверхностью с размещенным спускоподъемным оборудованием также представляет собой сложное инженерное сооружение.

 

Тип судна с трубами Рис.8. Шахта со свободной водной поверхностью и спуско-подъемным оборудованием судна «Lewek Constellation». Оборудование шахты должно обеспечивать работу ТПА на глубине 4000 м в суровых погодных условиях. Источник

Cursor Winch – лебедка; Latch Beam and Subsea Snubber – выдвижная балка и амортизатор для подводных работ; Cursor Frame – рама; HPU (Hydraulic Power Unit) for Hatches and Skidding Pallet – гидравлический привод для люковых закрытий и паллет, движущихся по направляющим; Active Heave Compensation ROV Winches – спуско-подъемная лебедка для ТПА с активной компенсацией качки; Umbilical Sheave – шлангокабельный шкив;  Cursor Sheave – шкив; Cursor Rails and Parking Pads – направляющие и поддоны для ТПА; Latch Beam Umbilical Winch – шлангокабельная лебедка; Fall Safe Foldable Top Moon Pool Hatch – безопасный складывающийся верхний люк шахты с открытой водной поверхностью;  Skidding Pallet – паллета, перемещающаяся по направляющим; ROV Moon Pool – шахта с открытой водной поверхностью для спуска и подъема ТПА.

Труба судна — это… Что такое Труба судна?

Труба балкера «Galata Star» компании «Pacmar Shipping», расположенной в Сингапуре. Видно, что на трубе ранее была другая эмблема, которая затёрта или срезана и закрашена — ранее судно принадлежало другой компании

Поскольку Земля — шар, первое, что видно у приближающегося судна,— самая высокая точка (мачты у парусного и дымовая труба у парового). В современных судах трубы, выводящие тепло, пар и дым из различных устройств и систем машинного отделения, объединяют в один защитный кожух, который также называют трубой. Этот кожух, как правило, находится на верхних палубах и его вершина выше самой верхней палубы во избежание воздействия пара, тепла, дыма из машинных труб на человека и внешнее состояние судна. В истории судостроения есть суда с несколькими трубами или трубами-кожухами. Количество труб, их форма и окраска важны для опознавания типа и принадлежности судна.

На больших судах труба судна выходит вертикально вверх или под наклоном и имеет в верхней части платформу, а сбоку дверь для аварийного выхода и технического обслуживания.

На малых судах, лодках, катерах, судах на подводных крыльях, катамаранах трубы в основном являются чисто трубами (не кожухами) и могут быть выведены в сторону (а не вверх) или могут быть настолько малы (даже если труба судна является кожухом), что не в состоянии служить эмблемно-опознавательными знаками.

Опознавательная функция трубы судна

Русский бронепалубный крейсер Аскольд. Строился в Киле на немецкой верфи «Германия» для России (заложен в 8 июня 1899, спущен на воду 2 марта 1900). По количеству труб и по их белой окраске этот крейсер опознавался издалека.

Труба судна с самого начала приобрела опознавательную функцию. Огромный размер труб по отношению к размеру судна позволял заметить трубу и мачты судна сразу с появлением судна на горизонте, а дым от трубы можно было увидеть ещё до появления судна на горизонте. Опознать судно по хорошо выступающей трубе (трубам) можно издалека, иногда при появлении судна на горизонте (используя бинокль) — а это миль 20-25 (километров 40). Небольшого размера эмблему на трубе судна так далеко не увидишь. По количеству и расположению труб (трубы) на судне издалека можно было определить какое судно или какого типа судна, так как однотипные суда (включая военные корабли) имели одинаковое количество труб. Постепенно трубы стали строить всё меньших размеров, похожими друг на друга и хорошо разглядеть такую трубу можно было всё с более меньшего расстояния, чем ранее.

Эмблемно-опознавательная функция трубы судна

Со временем труба судна приобрела вторую функцию — эмблемно-опозновательную. Эмблему можно разглядеть поближе, иногда с расстояния в несколько километров с помощью бинокля.

Ещё в первой половине XIX веке трубы красили в основном в чёрный цвет. Во второй половине XIX века появились трубы красно-оранжевого и золотого цвета, каждая компания (пароходство) или государственный флот стали красить трубы своих судов в свой цвет.

Когда трубы стали меньшего роста и похожими друг на друга, то их всё равно стали использовать для опознавания компании (пароходства) судна, к которой принадлежит судно — каждая компания, пароходство стали маркировать трубы своих судов в свой набор цветов и со своей эмблемой.

Эти эмблемы или рисовали краской с обеих боков труб, или делали стальные эмблемы, которые прикрепляли с помощью заклёпок, сварки или наплавляли с обеих боков трубы и затем раскрашивали. Если компании государственные, то могла быть выставлена эмблема государства.

Часто также использовались цвета государства при окрасе трубы.

Читайте также:  Полиэтиленовые трубы в пензе

Цвета и эмблемы

В морском флоте существуют понятия, которые могли быть выражена на трубе судна:

Заглавные буквы и эмблема компании на фасаде знания польской компании Polska Żegluga Morska существующей с 1951 года.

:Пассажирский паром «SeaFrance Rodin» компании SeaFrance. На трубе эмблема с использованием цветов государственного флага (цвета государства) и с вырением заглавной буквы компании S.Фото от 25/07/2007.

Пассажирский паром «Pride of Burgundy» («Orgull de Borgonya») принадлежащий компании P & O Ferries около порта Дувр (Франция).

  • Цвета компании — это цвета, в которые окрашивает компания все свои суда, включая трубы судна. Если компания имеет сухогрузный и пассажирский флот, то для каждого флота может быть свой цвет. Только если труба покрашена слишком пёстро, а не в один-два цвета (в случае если второй цвет чёрный), можно было бы принять окрас трубы за эмблему при одним условии — этот окрас является эмблемой компании (если таковая имелась). Является ли пёстро окрашенный щит без какой либо буквы, знака или изображения эмблемой. Пёстрый окрас — это цвета компании, если щит с таким пёстрым окрасом не выставляется как эмблема компании на зданиях и в других местах компании.
  • Цвета государства — это цвета флага в этом государстве которые часто применялись государственными пароходными компаниями для окраса судов и в том числе и труб судов.

Теплоход «Isa» польской компании Polska Żegluga Morska

Цементовоз «Trader Arrow» — на трубе название компании CTI GROUP. Фото от 13/03/2009.

  • Цвета вероисповедания — это цвета основного вероисповедания в стране, к которой принадлежит судна, компания. Также применяются часто в окрасе труб. Например, многие исламистские государства предпочитают иметь зелёный цвет в своих эмблемах и маркировках труб судна.
  • Флаг компании — это один из символов компании и если на трубах свои судов компания рисует свой флаг, то это уже эмблема.
  • Название компании — редко, но есть компании, которые полностью пишут название своей компании на трубе. На трубе судна название компании можно принять за эмблему.
  • Инициалы (заглавные буквы) компании — являются эмблемой компании, так как имя компании значится на зданиях компании, в документах.
  • Эмблема компании — выставляется не только на трубе судна (или другом месте судна), но и на здании компании и/или в других приёмных и значимых местах, помещениях компании. Эмблема компании должна включать в себя один или несколько нижеперечисленных пунктов
    • флаг компании;
    • знак;
    • букву (буквы);
    • логотип;
    • изображение.
  • Эмблема государства — это герб или элементы герба и других эмблем государства. Есть случаи, когда эмблема государства выставляется на трубах судов государственной или даже частной компании поверх окраса трубы в цвета компании. Так было СССР. Каждое пароходство имело трубу своего цвета, а эмблема сверху крепилась одна для всех — серп и молот.

Эмблемы выставлялись на судах, в том числе флаги и вымпелы на мачтах, и до появления пароходов. Ещё на ранних гребных и парусных судах выставлялись на борта щиты с эмблемами. Когда появились первые пароходы, то эмблему выставляли иногда на кожухе гребных колёс.

Трубу судна долгое время не использовали, так как во время работы машины судна труба нагревалась до температур, которые уничтожали краску на трубе или меняли её цвет.

И только когда труба стала выполнять роль кожуха и появились теплостойкие краски стало возможным окрашивать трубу судна и выставлять на трубе эмблему.

Не будем считать за эмблему трубу, окрашенную в один цвет с надстройкой или трубу покрашенную в отличный от настройки цвет, что часто применялось ещё XIX веке (вторым, чёрным цветом может выглядеть верхняя часть трубы). Пёстрый окрас трубы в разные цвета — это уже отчасти эмблема, но всё-таки опознавательный окрас компании или маркировка судна. Постараемся определить, когда появились первые эмблемы и маркировка труб.

Рекламная функция трубы судна

  • Рекламный плакат 1905 года.

  • Тип судна с трубами

    Titanic of 1912 (46,328 GRT).

  • RMS «Aquitania» of 1914 (45,650 GRT).

Труба и возраст судна

Турецкое судно «Orman Bayraktar». Длинная труба судна хорошо опознаваема сзади и с боков. Фото 2010 года.

Опытные моряки могут приблизительно сказать возраст судна (или год постройки) по трубе и прочим частям судна. Это можно определить и по старым фотографиям, рисункам судов. Существует понятие «современная труба» (исп. modern chimenea) — но это всё относительно (то что сегодня современно, завтра уже старо).

На греческом бункеровщике «Agea Zjni III» установлена труба-мачта. Фото от 27 января 2007 года.

Греческий бункеровщик «Agea Zoni III» с трубой мачтой — вид сзади. Фото от 27 января 2007 года.

Определить возраст судна можно исходя из:

  • вида трубы (модели, так сказать) — каждый производитель двигателя в начале пароходостроения часто прилагал к двигателю свою модель трубы.
  • положения трубы относительно других элементов судна.
  • раскраса и эмблемы на трубе — можно определить принадлежность парохода компании или линии, года работы которых уже известны.

Примечания

Классификация морских судов

Автономность плавания — длительность пребывания судна в рейсе без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды, необходимых для жизни и нормальной деятельности находящихся на судне людей (экипажа и пассажиров).

Ахтерпик — крайний кормовой отсек судна, занимает пространство от передней кромки ахтерштевня до первой от него кормовой водонепроницаемой переборки. Используется как балластная цистерна для устранения дифферента судна и хранения запаса воды.

Аппарель — (рампа) составная платформа, предназначенная для въезда машин различных типов самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно.

Ахтерштевень — нижняя кормовая часть судна в виде открытой или закрытой рамы, которая служит продолжением киля. Передняя ветвь ахтерштевня, в которой находится отверстие для дейдвудной (дейдвуд) трубы, называется старнпостом, задняя, служащая для навески руля — рудерпостом. На современных одновинтовых судах получил распространение ахтерштевень без рудерпоста.

Бак — надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня.

Служит для защиты верхней палубы от заливания на встречной волне, а также для повышения запаса плавучести и размещения служебных помещений (малярной, шкиперской, плотницкой и др.

) Частично утопленный в корпус судна бак (обычно на половину высоты) называется полубаком. На палубе бака или внутри него обычно располагают якорное и швартовное устройства.

Балласт — груз, принимаемый на судно для обеспечения требуемой посадки и остойчивости, когда полезного груза и запасов для этого недостаточно. Различают переменный и постоянный балласт. В качестве переменного балласта обычно используют воду (жидкий балласт), а постоянного — чугунные чушки, смесь цемента с чугунной дробью, реже цепи, камень и т. п.

Баллер — руля неподвижно соединенный с пером руля (насадкой) вал, служащий для поворота пера руля (насадки).

Бимс — балка поперечного набора судна, преимущественно таврового профиля, поддерживающая настил палубы (платформы). Бимсы сплошных участков палубы опираются концами на шпангоуты, в пролете — на карлингсы и продольные переборки, в районе люков — на бортовые шпангоуты и продольные комингсы люков (такие бимсы часто называют полубимсами).

Борт — боковая стенка корпуса судна, простирающаяся по длине от форштевня до ахтерштевня, а по высоте от днища до верхней палубы. Обшивка борта состоит из листов, ориентированных вдоль судна, образующих поясья, а набор — из шпангоутов и продольных ребер жесткости или бортовых стрингеров. Высотой непроницаемого надводного борта определяется запас плавучести.

Бракета — прямоугольной или более сложной формы пластина, служащая для подкрепления балок судового набора или соединения их между собой. Бракету изготовляют из материала корпуса.

Брештук — горизонтальная треугольная или трапециевидная бракета, соединяющая боковые стенки форштевня (ахтерштевня) и придающая ему необходимую прочность и жесткость.

Брашпиль — палубный механизм лебедочного типа с горизонтальным валом, предназначенный для подъема якоря и натяжения тросов при швартовке.

Буй — плавучий знак навигационной обстановки, предназначенный для ограждения опасных мест (мелей, рифов, банок и т.п.), в морях, проливах, каналах, портах.

Бридель — якорная цепь, прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым — к рейдовой швартовной бочке.

Бульб — утолщение подводной части носа судна, обычно круглое или каплеобразное, которое служит для улучшения ходкости.

Валопровод — предназначен для передачи крутящего момента (мощности) от главного двигателя к движителю. Основными элементами валопровода являются: гребной вал, промежуточные валы, главный упорный подшипник, опорные подшипники, дейдвудное устройство.

Ватервейс — специальный канал по кромке палубы, служащий для стока воды.

Читайте также:  Самодельный свисток для выхлопной трубы

Ватерлиния — линия, нанесённая на борту судна, которая показывает его осадку с полным грузом в месте соприкосновения поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Вертлюг — приспособление для соединения двух частей якорной цепи, позволяющее одной из них вращаться вокруг своей оси. Применяется для предупреждения закручивания якорной цепи при разворачивании судна, стоящего на якоре, при изменении направления ветра.

Водоизмещение порожнем — водоизмещение судна без груза, топлива, смазочного масла, балластной, пресной, котельной воды в цистернах, провизии, расходных материалов, а также без пассажиров, экипажа и их вещей.

Гак — стальной крюк, используемый на судах для подъема груза кранами, стрелами и другими приспособлениями.

Гельмпорт — вырез в нижней части кормы или в ахтерштевне судна для прохода баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается гельмпортовая труба, обеспечивающая непроницаемость прохода баллера к рулевой машине.

Грузовместимость — суммарный объём всех грузовых помещений. Измеряется грузовместимость в м3.

Валовая вместимость, измеряемая в регистровых тоннах (1 рег.

т = 2,83 м3), представляет собой полный объем помещений корпуса и закрытых надстроек, за исключением объемов отсеков двойного дна, цистерн водяного балласта, а также объемов некоторых служебных помещений и постов, расположенных на верхней палубе и выше (рулевой и штурманской рубки, камбуза, санузлов экипажа, световых люков, шахт, помещений вспомогательных механизмов и пр.).. Чистую вместимость получают в результате вычета из валовой вместимости объемов помещений, непригодных для перевозки коммерческого груза, пассажиров и запасов, в том числе жилых, общественных и санитарных помещений экипажа, помещений, занятых палубными механизмами и навигационными приборами, машинного отделения и т.п. Иными словами, в чистую вместимость входят только помещения, которые приносят судовладельцу непосредственный доход.

Грузоподъемность — вес различного рода грузов, которые может перевезти судно при условии сохране- ния проектной посадки. Существует чистая грузоподъемность и дедвейт.

Грузоподъемность — чистая полная масса перевозимого судном полезного груза, т.е. масса груза в трюмах и масса пассажиров с багажом и предназначенных для них пресной водой и провизией, масса выловленной рыбы и т. п., при загрузке судна по расчетную осадку.

  • Дальность плавания — наибольшее расстояние, которое судно может пройти с заданной скоростью без пополнения запасов топлива, котельно-питательной воды и смазочного масла.
  • Дедвейт — разность между водоизмещением судна по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту в воде с плотностью 1,025 т/м3, и водоизмещением порожнем.
  • Дейдвудная труба — служит для поддержания гребного вала и обеспечения водонепроницаемости в том месте, где он выходит из корпуса.

Дифферент — наклон судна в продольной плоскости. Дифферент характеризует посадку судна и измеряется разностью его осадок (углублений) кормой и носом. Дифферент считается положительным, когда осадка носом больше осадки кормой, и отрицательным, когда осадка кормой больше осадки носом.

Кабельтов — десятая часть мили. Следовательно, значение кабельтова составляет 185,2 метра.

Карлингс — продольная подпалубная балка судна, поддерживающая бимсы и обеспечивающая вместе с остальным набором палубного перекрытия его прочность при действии поперечной нагрузки и устойчивость при общем изгибе судна. Опорами для карлингса служат поперечные переборки корпуса, поперечные комингсы люков и пиллерсы.

Качка — колебательные движения около положения равновесия, совершаемые свободно плавающим на поверхности воды судном. Различают бортовую, килевую и вертикальную качки. Период качки — продолжительность одного полного колебания.

Кингстон — забортный клапан на подводной части наружной обшивки судна. Через кингстон, присоединяемые к приёмным или отливным патрубкам судовых систем (балластной, противопожарной и пр.), заполняют отсеки судна забортной водой и отливают воду за борт.

  1. Киль — основная продольная днищевая балка в диаметральной плоскости (ДП) судна, идущая от форштевня до ахтерштевня.
  2. Клюз — отверстие в корпусе судна, окаймлённое чугунной или стальной литой рамой для пропуска якорной цепи или швартовых тросов.
  3. Кнехт — парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для закрепления накладываемого восьмёрками швартового или буксирного троса.

Комингс — вертикальное водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна, а также нижняя часть переборки под вырезом двери (порог). Предохраняет помещения под люком и за дверью от попадания воды в незакрытом положении.

Кница — треугольной или трапециевидной формы пластина, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна (шпангоуты с бимсами и флорами, стойки переборок со стрингерами и ребрами жесткости и т.п.)

Коффердам — узкий непроницаемый отсек, разделяющий соседние помещения на судне. Коффердам препятствует проникновению выделяемых нефтепродуктами газов из одного помещения в другое. Например, на танкерах грузовые цистерны отделены коффердамом от носовых помещений и машинного отделения Леер ограждение открытой палубы в виде нескольких натянутых тросов или металлических прутков.

Льяло — углубление по длине трюма (отсека) судна между скуловым поясом наружной обшивки и наклонным междудонным листом (скуловым стрингером), предназначенное для сбора трюмной воды и последующего удаления ее с помощью осушительной системы.

Морская миля — единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана. Длина морской мили принята равной 1852 метров.

Пайол — деревянный настил на палубе трюма.

Планширь — планка из стали или дерева, прикрепляемая к верхней кромке фальшборта.

Подволок — зашивка потолка жилых и многих служебных помещений судна, т.е. нижние стороны палубного перекрытия. Выполняется из тонких металлических листов, или негорючего пластика.

Пиллерс — одиночная вертикальная стойка, поддерживающая палубное перекрытие судна; может служить также опорой для тяжелых палубных механизмов и грузов. Концы пиллерса соединяются с балками набора при помощи книц.

Рангоут — совокупность надпалубных конструкций и деталей судового оборудования, предназначенного на судах с механическими двигателями для размещения судовых огней, средств связи, наблюдения и сигнализации, крепления и поддержания грузовых устройств (мачты, стрелы и т.п.), а на парусных судах — для постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприты и пр.)

Рулевое устройство — судовое устройство, обеспечивающее поворотливость и устойчивость судна на курсе. Включает руль, румпель, рулевую машину и пост управления. Создаваемое рулевой машиной усилие передается на румпель, что вызывает вращение баллера, а вместе с ним перекладку руля.

Рыбинсы — продольные деревянные рейки, толщиной 40-50 мм и шириной 100-120 мм, устанавливают в специальные скобы, приваренные к шпангоутам. Предназначены для предохранения груза от подмочки и повреждения упаковки бортовым набором. Скула место перехода от днища к борту судна.

Стрингер — продольный элемент набора корпуса судна в виде листовой или тавровой балки, стенка которой перпендикулярна к обшивке корпуса. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.

  • Талреп — приспособление для натягивания стоячего такелажа и найтовов.
  • Твиндек — пространство внутри корпуса судна между 2-мя палубами или между палубой и платформой.
  • Фальшборт — ограждение открытой палубы в виде сплошной стенки высотой не менее 1 м.
  • Филёнка — дверей лист фанеры или пластика, закрывающий отверстие в судовой двери, предназначенное для аварийного выхода из помещения.

Флор — стальной лист, нижняя кромка которого приварена к днищевой обшивке, а к верхней кромке приварена стальная полоса. Флоры идут от борта до борта, где они соединяются со шпангоутами скуловыми кницами.

Форпик — крайний носовой отсек судна, простирающийся от форштевня до таранной (форпиковой) переборки, обычно служит балластной цистерной.

Форштевень брус по контуру носового заострения судна, соединяющий обшивку и набор правого и левого бортов. В нижней части форштевень соединяется с килем.

Форштевню придается наклон к вертикали для повышения мореходности и предохранения разрушения подводной части корпуса при ударе.

Швартов — трос, обычно с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удерживания судна у причала или у борта другого судна. В качестве швартовов используются стальные, а также растительные и синтетические тросы из прочных, гибких и износостойких волокон.

Шпация — расстояние между соседними балками набора корпуса судна. Поперечная шпация — расстояние между основными шпангоутами, продольная — между продольными балками.

Шпигат — отверстие в палубе для удаления воды.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *