Как нарисовать васька трубачева

Повесть В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи»: краткое содержание, персонажи

Известная советская писательница В. А. Осеева написала замечательную повесть «Васек Трубачев и его товарищи», краткое содержание которой представлено в статье. Книга рекомендована для чтения школьникам.

О чем повесть

В своей повести она описывает интересные приключения мальчишек и девчонок — учеников обычной московской школы — во время Великой Отечественной войны. Анализируются такие понятия, как взаимопомощь, доверие, репутация, дружба, труд и старательность в учебе. В. А. Осеева обрисовала жизнь советских детей с 1941 по 1951 гг.

Как нарисовать васька трубачева

Сначала описывается повседневная жизнь школьников, которые учились, не зная забот, дружили и ссорились. Внезапно наступает война, и Васек Трубачев и его товарищи очень быстро взрослеют, переживая страшные события, участвуя в борьбе с врагом наравне со взрослыми.

Сама повесть состоит из трех книг, очень интересна и поучительна она будет не только для детей — школьников от 10 до 14 лет, но и для взрослых. Понять саму суть повести «Васек Трубачев и его товарищи» краткое содержание поможет, но все же лучше прочесть всю книгу.

Первая книга. Перед войной

В первой книге описываются школьные будни учеников советского периода: как ребята готовятся к школьному новогоднему утреннику, всем классом наряжают елку. Это события начала 1941 года. Все происходит в Москве.

Как нарисовать васька трубачева

Мама главного героя повести — Васька Трубачева — умирает, и он остается с отцом. Мальчишка озорничает вместе с друзьями. Однажды они чуть не уехали на случайном поезде.

Его отец решает вызвать свою сестру, чтобы она присмотрела за сыном, так как сам вынужден по работе уехать в длительную командировку. Да и трудно ему одному справляться по хозяйству.

У мальчика сначала трудно складываются отношения с теткой Дусей, но затем они сближаются.

Кого описывает в книге Осеева? Васек Трубачев и его товарищи — ученики 4 «Б» класса.

Коллектив очень дружный, все следят за посещением и успеваемостью, выпускают стенгазету, в общем, школьная жизнь кипит! Мальчишки и девчонки катаются на лыжах, ходят в кинотеатр и прогуливают занятия в школе.

После сдачи экзаменов в июне 1941 года класс едет в поход на Украину. Так заканчивается первая чать повести «Васек Трубачев и его товарищи», краткое содержание которой изложено в статье.

Вторая книга. Война

Во второй книге описывается, как председатель колхоза радостно встретил ребят, отряд расположили в сельской школе. Вечером они вместе со старшими собрались у местной школы и устроили пионерский костер. Звучала гармонь, дети пели песни, на мирном небе ярко горели звезды. С такого вступления начала Осеева.

Как нарисовать васька трубачева

Васек Трубачев и его товарищи не успели насладиться спокойствием и отдыхом. На следующий день школьники подготовились к сбору, и 20 июня 1941 года маленький отряд отправился в поход. Лагерь остановился на ночь в лесу, мальчики ловили рыбу, а девочки готовили ужин. По два человека ночью стояли на карауле. Внезапно началась война, и отряд оказался на оккупированной фашистами территории.

Крутой перелом

Здесь описывает первые потери Осеева. «Васек Трубачев и его товарищи» (краткое содержание читайте далее) — не просто приключенческая книга, это глубокая повесть о детских судьбах, сломленных войной.

Девочек и учителя взяли в плен. Ребята вернулись в село, где на его жителей напали враги, которые беспощадно убивали, грабили, закалывали скот, забирали зерно, рушили дома. Фашистский штаб расположился в сельской школе, где остановились ребята. Их отряд вынужден был разделиться на группы и жить у сельчан. Васек с друзьями жил у председателя колхоза, а затем они спрятались в лесу.

Васек — командир

Как нарисовать васька трубачева

Повесть «Васек Трубачев и его товарищи», краткое содержание которой мы рассматриваем, показывает, как людей меняют тяжелые испытания. Трубачев быстро взрослеет и берет ответственность за ребят в свои руки. Проявляя отвагу и выдержку, он становится командиром, и все ребята дружно ему подчиняются.

Ему помогают такие качества, как выносливость, стойкость и желание спастись от немцев, вернуться к отцу, помочь остальным.

Председатель колхоза стал старостой у немцев, ребятам это не понравилось, и они решили уйти из села, не захотели есть хлеб предателя. Пасечник Матвеевич дал Трубачеву задание отнести пакет в другое село. Юный командир вместе с одноклассником Колей Одинцовым отправились в долгий пусть, ночевать им пришлось в сломанной машине в лесу.

Было страшно, но ребята проявили отвагу и выдержку, им удалось дойти. Добравшись до места назначения, они передали пакет и вернулись в свою хату. В селе было тихо, люди практически не выходили на улицу, а на виселицах висели трупы, ходили фашисты с автоматами.

Ребята, встретив Трубачева, очень обрадовались, они поделились невеселыми новостями.

Вернувшись, Васек встретился с председателем. Тот попытался обнять его, но Васек посторонился, его гордость не позволяла общаться с предателем. Ночью, подслушав разговор взрослых, он понял, что председатель Степаныч — не предатель, просто притворялся перед немцами, чтобы войти к ним в доверие. Позже Степаныч поручил Трубачеву важное задание и спас много людей от немцев.

Смерти героев

Продолжая рассматривать краткое содержание книги «Васек Трубачев и его товарищи», хочется отметить, что Осеева не приукрашивала действительность, не преуменьшала трагичность событий, несмотря на то что писала детскую книгу.

Как нарисовать васька трубачева

Вскоре дом, где жили мальчишки, подожгли немцы. Хозяин дома погиб от их рук. Деда Михайла, их пионервожатого, фашисты повесили у всех на глазах, так как узнали о его помощи партизанам. Потом украинская учительница стала тайно учить школьников, однако это длилось недолго, немцы ее застрелили на глазах у девочек.

Когда Трубачев вернулся в Макаровку, где остались девочки из его отряда, и увидел табличку о смерти учителя и его одноклассницы, то был потрясен, с трудом пережил горе.

Нежданно и негаданно в лагере появляются партизаны, они спасают ребят и помогают добраться до дома на «большую землю». Ребят посадили на первый самолет в Москву.

Дети очень обрадовались, что скоро увидят своих родных и близких.

Третья книга. В тылу. После войны

Третья книга начинается с описания радостной встречи Васька с теткой Дусей. Та радушно угощает его товарищей. Родителей Саши Булгакова нет в городе, и он остается жить у Трубачевых.

Вскоре школьники устраиваются работать в госпитале, помогают ухаживать за ранеными.

Вместе с тем ребята упрашивают учительницу начать заниматься, хотят учиться по программе пятого класса, чтобы не остаться второгодниками.

Как нарисовать васька трубачева

Вскоре появляется их директор и сообщает радостную весть, что на зеленом пустыре будет строиться новая школа. Васек Трубачев и его товарищи активно участвуют в ее постройке. Они с успехом совмещают учебу и работу.

Наконец-то открылась новая школа, и усердные ученики сели за новые парты. Вскоре вернулся с фронта и отец Трубачева.

В последней главе описывается празднование Нового года, что перекликается с началом повести. Война закончилась, мы выстояли, жизнь снова продолжается.

Заключение

Как нарисовать васька трубачева

В конце писательница обращается к своим читателем и ставит действия Трубачева и его товарищей в пример. На их долю выпало пережить страшную войну, но ребята не сдались и отважно боролись до конца, несмотря на свой юный возраст. Книга учит школьников усердию и трудолюбию, никогда не отказываться от своей цели и идти только вперед, ни шагу назад. Патриотизм, любовь к Родине — вот те качества советских мальчишек, благодаря которым удалось спасти жизни многих людей. Так закончила свою повесть Валентина Осеева («Васек Трубачев и его товарищи»). Краткое содержание произведения изложено в статье.

Источник

«Васек Трубачев и его товарищи» – мальчишки и война

В 1947 году советская писательница Валентина Осеева написала трилогию “Васек Трубачев и его товарищи” . А в 1952 году она получила за первую и вторую части Сталинскую премию третьей степени.

Герои книги, молодые мальчишки в первой части учатся и озоруют вместе. Замечательное детство было испорчено Великой Отечественной войной. Во второй части мы вновь встречаем полюбившихся героев. Ребята оказались на оккупированной немцами территории. Ну а третья часть о том, как мальчишки восстанавливали родной город.

После награждения Осеевой ее трилогию решили экранизировать. Режиссер Илья Фрэз взялся за фильм. К тому времени он уже достаточно снял детских картин. Фильм о московских школьниках вышел в прокат в 1955 году. Все ребята по сценарию, в основном мальчишки, до ужаса правильные и трудолюбивые.

А учителя только и думают о морали, этики, да советском воспитании. Идеальная атмосфера из книги нашла отражение и в фильме. И все-таки школьники умудряются поссориться. Староста Васек Трубачев не успел подготовить мел для учителя и, понеслись все выяснять, как так вышло. Есть в ленте еще два живых персонажа — Коля и Петя.

Они возомнили себя следопытами и вместо уроков шатаются по лесу. У Фриза вышла добрая, семейная картина.

Во второй части вчерашних беззаботных мальчишек ждет испытание — война. Еще вчера простые школьники, а сегодня почти бойцы. Фриза после выхода второй части поругивали. Детский фильм ведь. А он снял сцену попадания снаряда в машину с девочками. Многие погибли. Но ведь война!

В киноленте снялись:

-Олег Вишнев в роли Васька. Мальчик сыграл в кино всего одну роль и больше на экране не появился. О нем мало что известно. Считается, что повзрослевший Олег снялся в “Старике Хоттабыче”, но это не так.

-Наталья Рычагова в роли Нюры. Эта роль сделала девочку знаменитой на весь Союз. В школе ей не давали проходу. Она после получения аттестата поступила во ВГИК. Взрослая Рычагова не была так популярна как в детстве, но сыграла достаточно ролей в кино.

  Как правильно читается трубопровод

-Саша Чудаков в роли Коли Одинцова. Мальчишка сыграл в 2 частях и больше сниматься не стал. Никаких сведений о его дальнейшей судьбе найти не удалось.

-Вова Семенович в роли Саши Булгакова. Он тоже в дальнейшем не связал свою жизнь с кинематографом.

Взрослые роли в фильме исполнили сама Валентина Осеева, Кирилл Лавров, Юрий Боголюбов.

"Васек Трубачев и его товарищи": краткое содержание повести :

Краткое содержание «Васька Трубачева и его товарищей» будет размещено ниже для всех, кто заинтересован. Мы разберем это произведение, расскажем, о чем оно, и поговорим о главных героях.

Главная тема

Краткое содержание «Васька Трубачева и его товарищей» включает описания приключений обычных советских девчонок и мальчишек. Все герои – ученики обычной московской школы. Все события повести «Васек Трубачев и его товарищи» разворачиваются во время Второй Мировой войны.

Читайте также:  Как закрепить утеплитель для труб

Главной темой повести стали такие понятия, как настоящая дружба, взаимная поддержка и помощь, трудолюбие и постоянные старания в учебе. Именно так в «Ваське Трубачеве и его товарищах», Осеева вынесла самые важные для детей военного времени ценности на первый план.

Произведение можно считать и художественным, и историческим одновременно.

Как нарисовать васька трубачева

Несколько слов о кратком содержании

«Васек Трубачев и его товарищи» рассказывает об обыденной жизни российских школьников. В центре сюжета — несколько ребят, которые проживали день за днем, не задумываясь о проблемах и невзгодах.

Ребята, как и все дети, дружили на протяжении многих лет, ссорились, мирились, переживали разные трудности.

Васек Трубачев и его товарищи (краткое содержание каждой книги в отдельности будет представлено ниже) быстро взрослеют, меняют свои взгляды на жизнь, переживая прощание с детством.

Повесть состоит из трех книг. Рассмотрим каждую.

Часть первая

Говоря о кратком содержании «Васька Трубачева и его товарищей», стоит сказать, что первая часть книги посвящена тому периоду, когда война только наступала. Мать главного героя, Васи, умирает, и мальчик остается с отцом. Мальчишка старается продолжать беззаботно жить, в чем ему помогают его друзья.

Отец не может заниматься воспитанием Васи из-за предвоенного положения в стране, поэтому он принимает решение о том, чтобы попросить свою сестру присмотреть какое-то время за мальчишкой. Сначала отношения между тетей и мальчиком очень натянуты, они тяжело сходятся.

Но очень скоро они становятся крайне близкими людьми.

Вторая книга

Вторая часть цикла о жизни и приключениях Васи рассказывает о военном времени. Ребята отправились в поход всем классом, и их радушно встречают. В первый же вечер маленьких ребят позвали на пионерский костер. Все дети пели песни, сидя у огня. Небо казалось мирным, оно было усыпано звездами.

Как нарисовать васька трубачева

Уже на следующий день всех ребят собрали в поход по лесу. Тихая, мирная ночь не могла предупредить детей о надвигающейся опасности – во время лесной прогулки немцы напали на Советский Союз. Территорию, на которой гуляли дети, оккупировали фашистские войска.

Все девочки попали в плен к немцам. Учителей и преподавателей тоже забрали. Мальчишки решили вернуться в деревню.

Добравшись до места, ребята увидели, что вражеские солдаты разграбили всю деревню, избили женщин, убили весь скот, сожгли многие дома и уничтожили все зимние запасы.

Ребята разделились на небольшие группы и стали жить у сельчан. Вася с друзьями какое-то время пожили у председателя колхоза, но очень скоро сбежали.

Проявляя отвагу и выдержку, Васек становится командиром своего маленького отряда. Он смел, умен и умеет принимать правильные решения.

Председатель колхоза подчиняется немцам и становится у них старостой. Именно это и привело тому, что мальчики не пожелали жить с предателем и ушли. Кроме того, мальчикам нужно было выполнить задание – им надо было передать пакет в другую деревню. Они отлично справились с заданием, обойдя фашистов и не попав в плен.

Третья и завершающая часть

После множества испытаний Васька возвращается в дом тетки вместе со своими верными друзьями. Тетя очень рада встрече, она угощает всех различными блюдами, давая мальчишкам наесться. Очень скоро ребята устраиваются работать в госпиталь, где ухаживают за ранеными. Кроме того, они уговаривают свою учительницу заниматься с ними, пытаясь нагнать целый год пропущенного обучения.

Как нарисовать васька трубачева

Очень скоро около школы намечается новая постройка, в которой Вася и его друзья помогают. Открывается новая школа, возвращается отец Васи.

Произведение оканчивается семейным празднованием Нового года. Война окончена, и жизнь набирает новые обороты.

Читать

Валентина Осеева

Васек Трубачев и его товарищи

© Осеева В.А., насл., 2017

© Власова А.Ю., ил., 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

Глава 1. Новогодний праздник

В школе шли последние приготовления к празднику. В пионерской комнате, разложив на полу лист бумаги, мальчик в синей куртке с белым воротником, лежа на животе, выводил красной тушью громадные цифры: «1941 год».

В большой зал дверь была закрыта. У двери толпились школьники и школьницы, пытаясь заглянуть в щелку или незаметно прошмыгнуть в зал. На страже, прислонившись спиной к двери, стоял белобрысый мальчуган. Он молча и решительно отталкивал любопытных, показывая всем своим видом, что скорее умрет, чем пропустит кого-нибудь без разрешения вожатого.

В зале вожатый отряда, ученик девятого класса Митя Бурцев, вместе с ребятами натягивал провода с разноцветными лампочками. Складная лестница шаталась под его ногами.

– Ребята, не зевайте там! Держите лестницу! Так можно лампочки побить.

Поднявшись еще выше, Митя укрепил провода и весело крикнул:

– Включай!

  • Цветные огоньки вспыхнули, теряясь в густых ветвях новогодней елки.
  • Елку украшали девочки с учительницей второго класса.
  • Учительница стояла на табурете, а девочки подавали ей шары и бусы, осторожно выбирая их из картонок.

– Ой, Марья Николаевна! Этот шар, как фонарик!

– А вот с серебром! Девочки, с серебром!

– Давайте, давайте скорее! – торопила их Марья Николаевна, поглядывая на часы. – Гости ждут.

– А выставка еще не готова!

В глубине зала ребята заканчивали выставку. Полочки и лесенки с широкими ступеньками были задрапированы темной материей. Небрежно раскинутые коврики и вышитые платочки ярко выделялись на темном фоне. Внизу стояли модели самолетов, моторных лодок. Ледокол, выкрашенный в голубую краску, разрезая острым носом волны, искусно сделанные из материи, как бы плыл навстречу школьникам.

  1. У каждого класса здесь было отдельное место, и к каждой вещи была приколота бумажка с фамилией того, кто ее сделал.
  2. Несколько ребят из четвертого класса «Б» озабоченно советовались между собой.
  3. Саша Булгаков, староста класса, в сотый раз переставлял на полках вещи и, одергивая свою сатиновую рубашку, с досадой говорил:
  4. – Мало, эх, мало!

– Малютин уже пошел. Картину принесет, – успокаивал Сашу Коля Одинцов, вытирая тряпкой запачканные тушью пальцы.

– Эх, а табличку-то не прибили! – Леня Белкин сбросил ботинки и проворно вскарабкался на лесенку, держа над головой молоток. Между вещами замелькали его синие носки.

– Тише ты! Наступишь на что-нибудь!

К выставке подбежала девочка. Короткие тугие косички прыгали по ее плечам. Она кого-то искала.

– Зорина, ты чего?

– Как – чего? – Лида Зорина посмотрела на ребят быстрыми черными глазами. – Вы тут стоите, а внизу уже гости собрались. Где Трубачев? – Она поднялась на цыпочки. – Васек! Трубачев!

От группы ребят из другого конца зала отделился мальчик и подошел к товарищам. Его мигом окружили:

– Ну как, Трубачев?

– У них тоже здорово! Я все посмотрел!

– Лучше, чем у нас?

Трубачев тряхнул золотистым чубом. Синие глаза его лукаво блеснули.

– Нет, не лучше, – сказал он, широко улыбаясь. – Честное слово, ребята, не лучше! Да еще если Севка Малютин картину принесет, да Мазин и Русаков – какие-то штучки – тогда и вовсе живем! – Трубачев притопнул каблуками, шлепнул по спине Белкина. – Живем!

Девочки запрыгали:

– У нас лучше! У нас лучше!

– Мазин и Русаков идут! – запыхавшись, сообщил Медведев. – Я их на лестнице видел.

Впереди, крепко ступая, шагал плотный, коренастый Мазин. Рядом, стараясь попасть с ним в ногу, торопился маленький, подвижной Петя Русаков.

– Вот они – закадычные друзья! – объявил Белкин.

– Мало вещей? – коротко спросил Мазин, засунул руку за пазуху и вытащил гладкий черный пугач. Он был начищен до блеска, на рукоятке стояли буквы: «Р. М. З. С.».

Мазин снова засунул руку за пазуху. Ребята глядели на него выжидающе. Он вытащил складной лук. Петя Русаков расстегнул куртку и снял с пояса пучок стрел с блестящими наконечниками.

– Ух ты! Здорово! Вот здорово! – одобрительно зашумели вокруг.

Трубачев, забыв про выставку, разглядывал пугач.

– «Р. М. З. С.»! – громко прочитал он. – Мазин, что за буквы?

– Трубачев, покажи! Дай подержать, Трубачев! – кричали ребята.

– Подождите!

Трубачев нетерпеливо дергал Мазина за рукав:

– Р. М. З. С. – что это?

Русаков лукаво усмехнулся:

– Это буквы!

– Это фабрика! – догадался кто-то.

– Какая фабрика! Это они сами делали!.. Мазин, говори! Ну чего ты ломаешься!

Мазин взял из рук Трубачева пугач, повертел его, надул толстые щеки и равнодушно сказал:

– Много будете знать – скоро состаритесь.

– Ого! Тайна! – фыркнул Леня Белкин, поднимая белесые брови и поглаживая свой колючий затылок. – Ребята! Тайна!

  • Лида Зорина и несколько девочек бросились к Мазину:
  • – Мазин, скажи, скажи!
  • Мазин отстранил их рукой и сгреб в кучу все вещи.
  • – Берете или не берете на выставку?
  • – Степанова, – крикнул Трубачев, – возьми вещи!
  • Валя Степанова собрала все вещи в передник, потом взяла в руки пугач, близко поднесла его к близоруким глазам, внимательно рассмотрела буквы, погладила полированную рукоятку. Так же, не спеша, разглядела лук и стрелы и тихонько сказала:
  • – Сейчас развешу.

В зал поспешно вошел мальчик. Он держал в руках кусок фанеры, закрытый материей. Глаза его сияли, на бледном лице выступили капельки пота.

– Вот, принес! – задыхаясь, сказал он, снял материю и поставил картину к стене.

Ребята присели на корточки.

На картине Севы Малютина высились горы, густо покрытые белым снегом. У подножия гор поднимались прямые коричневые сосны. Под соснами стояла группа бойцов. Молодой командир поднимал вверх красное знамя. На виске у него было пятно крови, кровь стекала по щеке. Из глубокой воронки разлетались во все стороны грязно-серые брызги.

На картине стояла надпись, сделанная рукой художника: «Разрыв гранаты».

– Война! – шепотом сказал Саша.

Кто-то нашел сходство командира с Трубачевым.

– Ты настоящий художник, Сева! – растроганно сказал Трубачев.

  1. Мазин с видом знатока прищурил один глаз и ткнул пальцем в картину:
  2. – Пририсуй танки!
  3. Все засмеялись.
  4. В зале вспыхнул свет.

Темно-зеленая елка засверкала бусами. Все заторопились, заспешили.

  • Мальчик в коротких штанишках пробежал через весь зал, забрался в уголок дивана и, потирая пухлую коленку, стал разучивать по бумажке приветствие гостям:
  • – «Дорогие наши гости! Мы, самые младшие ученики этой школы, вместе с нашими учителями и старшими товарищами приветствуем вас от лица всей школы…»
  • Песни, смех и беготня отвлекали внимание мальчика, он то и дело путал слова, громко повторяя:
  • – «Дорогие наши гости! Вы, самые младшие ученики этой школы, вместе с нашими школьными учениками…»
  • Учительница, пробегая мимо с красками в руках, прислушалась, подсела к малышу и взяла у него из рук бумажку:
  • – Давай вместе!

– Трубачев! Булгаков! У вас все готово? – крикнул издали Митя.

– Все готово! – ответил Трубачев, устанавливая картину.

– Ну так расходитесь. Сейчас начинать будем. Тащите стулья!

Ребята бросились расставлять стулья. Через минуту двери широко раскрылись. Шумной нарядной толпой вошли родители. Их сопровождал сам директор Леонид Тимофеевич. На лице его была особая, праздничная улыбка, стекла очков блестели, отражая сразу и разноцветные огоньки елки и веселые лица родителей.

Читайте также:  Показать что такое фитинг

Читать онлайн "Васек Трубачев и его товарищи [трилогия]" автора Осеева Валентина Александровна — RuLit — Страница 4

  • И ещё в одном доме горел огонёк в этот поздний праздничный вечер. Саша Булгаков, осторожно пробираясь между кроватками сестёр и братьев, спросил:
  • – Нюта с Вовкой давно пришли?
  • – Давно, – шёпотом ответила мать.

– А мал мала спят? – тихо спросил Саша.

У Саши было шестеро братьев и сестёр. Все они были младше его, и всех, кроме восьмилетней Нютки, он называл одним общим именем: мал мала.

– Спят давно. Набегались, наплясались сегодня…

– А я вот гостинцев им принёс, – сказал Саша и полез в карман. – Измялись чего-то, – огорчился он, вытаскивая сбитый в комок цветной пакетик. – Это, верно, когда мы в снегу фигуры делали с ребятами.

  1. – То-то, я смотрю, у тебя пальто всё снегом извожено, – спокойно сказала мать.
  2. – Я сейчас почищу.
  3. – Я уже почистила… Садись вот.
  4. Мать поставила на стол компот и холодную телятину.

– Отец выпил нынче, – шёпотом сказала она, – тихий пришёл… Всё сидел, объяснял мне: я, говорит, токарь… потомственный и почётный… никогда своему делу не изменял, а жена у меня – женщина уважаемая, и детей семеро, как птенцов в гнезде… Смех с ним! – Она покачала головой и засмеялась.

– Он уж всегда так, когда выпьет, – снисходительно сказал Саша, выцарапывая из кружки варёную грушу.

– А вот, Сашенька, помощь от государства мы получили! – торжественно сказала мать, вынимая из-под подушки пачку денег. – Как ты ушёл, так и принесли мне.

– Ого! Сколько денег нам дали! – радостно сказал Саша. – Теперь всего накупим.

– На всех, на всех хватит, – сказала мать и, отобрав несколько бумажек, протянула Саше: – Вот и тебе подарок от государства – купи себе лыжи, сынок!

– Что ты, что ты! – отмахнулся Саша. – Мне не надо. Я и в школе возьму лыжи, когда захочу.

– Бери, бери! Мне в радость это, – мягко сказала мать, протягивая ему три бумажки. – Ты у меня большак…

Саша поглядел на её круглое, доброе лицо с глубокими, запавшими глазами. Ему показалось, что около знакомых ему с детства ямочек на её щеках протянулись, как ниточки, новые морщинки.

– Нет, не возьму! – решительно сказал он, засовывая в карманы руки. – Лыжи – это баловство. Захочу – и так достану. – Он встал из-за стола и погладил мать по плечу: – Ложись спать, мама!

Но дольше всего горел огонёк над широким крыльцом школы. Ребята давно разошлись по домам, а за освещёнными окнами второго этажа, уютно сдвинув кресла, тихо, по-семейному, беседовали учителя со своими бывшими питомцами.

– Воображаю, как вы там мёрзли! – с тревогой говорила старая учительница, которой всё ещё помнились эти мальчики такими, какими они пришли к ней в первый класс, держась за руки своих матерей.

– Да там не до мороза. Разотрёшь снегом уши, и опять ничего, – застенчиво поглядывая друг на друга, рассказывали молодые бойцы.

В одном из классов за партой сидел Алёша-снайпер. Его ноги не помещались под скамейкой, длинная фигура возвышалась над полированной крышкой.

Он любовно и тщательно оглядывал парту и с сожалением говорил:

– Тут у меня и буквы были вырезаны: А. М. Эх, другая парта, верно! Или краской затёрли…

Перед Алёшей стоял вожатый Митя.

– А ты, кажется, здесь вожатый теперь? – спросил Алёша. – Я ведь помню тебя. Когда мы уходили на фронт, ты был в седьмом, кажется?

– В седьмом. А теперь в девятом. Учусь! С ребятами воюю! – засмеялся Митя, присаживаясь на край Алёшиной парты.

– А что, трудный состав? – деловито осведомился тот. И, не дожидаясь ответа, серьёзно сказал: – Главное – дисциплина. Ты их, знаешь, сразу приучай. Дисциплина, брат, великое дело!

Он вскочил, прошёлся по классу и, остановившись перед Митей, щёлкнул пальцами:

– Сразу приучай! А то потом ох и трудно будет! Вот где я это понял – на фронте! Там, знаешь, с нами нянчиться некому.

Алёша присел рядом с Митей, указал глазами на дверь и понизил голос:

– Это здесь ведь учителя уговаривают, объясняют, прощают… а там фронт… война… приказ… Дисциплина – это всё!

– Точно! – решительно подтвердил Митя. – Ребят распускать никак нельзя!

Алёша посмотрел на него и вдруг расхохотался.

– По себе знаем, верно? Мы один раз тут такую штуку устроили!.. – с увлечением сказал он.

Перебивая друг друга, они стали вспоминать первые годы учёбы, свои проделки и шалости, учителей и строгого директора.

– Ух ты! Я его и сейчас побаиваюсь. А ведь чего, кажется, – добрейший человек!

– Алёша! Митя! – донеслось из коридора.

Отец Васька, Павел Васильевич, работал мастером в паровозном депо. Павел Васильевич любил своё дело. К паровозу у него было особое отношение. Большое ворчливое чудовище, выдувающее пар из своих ноздрей, казалось ему живым. В разговорах с Васьком он любил употреблять выражения: «здоровый паровоз», «больной паровоз».

Читать — Оглавление — Книга

– Бабушка, ведь мы пятиклассники! Понимаешь, пятиклассники!

– Ну, дай бог, дай бог! – повторяла бабушка, глядя на внука светлыми голубыми глазами.

Глава 37

Приготовление к походу

Поход был назначен на воскресенье. Ребята целую неделю готовились к нему и одолевали Митю вопросами:

– Кто пойдёт? Какие классы? Какие учителя?

– Повторяю, – охрипшим голосом кричал Митя, – пойдут три отряда! Четвёртый и пятый классы. Задание каждого отряда – раньше всех прибыть к костру, местонахождение которого нужно будет определить в пути, руководствуясь указателями.

– Топографические знаки! – с восторгом крикнул Белкин.

Митя кивнул головой.

– Дальше. От четвёртого «Б» в походе примет участие Сергей Николаевич.

– Ура! Ура! – Ребята вскочили с мест и окружили Митю. – С нами? Пойдёт?

– Сергей Николаевич и я будем принимать отряды в назначенном месте у костра. Понятно? – кричал Митя. – В четвёртом «Б» командиром назначен Трубачёв, а комиссаром – Булгаков, – закончил он при общем ликовании. – Сбор во дворе школы в десять часов.

– Митя! Митя! Подожди!

– Трубачёв с Булгаковым в ссоре!

– Митя, они же давно в ссоре! – зашептали со всех сторон девочки.

– Что? – нахмурился Митя и громко сказал: – Ничья ссора нас не касается. В общем деле не может быть личных интересов. Понятно?.. Трубачёв, ты слышал, что я сказал?

  • – Слышал.
  • – А ты, Булгаков?
  • – Слышал.
  • – Так принимайте задания!

– Есть! – твёрдо ответили оба.

В воскресенье Васёк вскочил с постели и, отдёрнув занавески, зажмурился. Луч солнца мягко скользнул по его щеке и прыгнул на пол.

– Есть поход! – прошептал Васёк и оглянулся на спящего отца.

Было ещё очень рано, но тёткина постель была пуста. Васёк заглянул в кухню.

На столе были уже приготовлены отцовская фляжка, несколько отборных картофелин, соль и каравай хлеба. На табуретке лежал рюкзак.

– Не буди отца, – шёпотом сказала тётка, разглаживая утюгом новый матросский костюм. – И чего вскочил ни свет ни заря! Поди полежи ещё!

Васёк примерил рюкзак, осмотрел фляжку и лёг, крепко зажмурив глаза от солнца. Но спать было невозможно. Ему уже представлялись запутанные тропинки в лесу; знаки, тщательно замаскированные; выложенные из камешков стрелы; сломанные ветки…

«Надо в оба смотреть… на деревьях, на земле, на кустах. А пропустим – назад вернуться. Быстро, молча. Болтать не позволю… Вперёд пущу Одинцова, Мазина и Русакова. Булгаков со мной рядом пойдёт… Он слышал, что Митя сказал. Ну и вот… Зорину со Степановой тоже вперёд пущу. А Малютин пусть сзади идёт. Он невоенный человек. Синицыну – в хвост, чтобы не болтала…»

Васёк представил себе отряд, движущийся в тишине леса. Себя впереди, Булгакова рядом… Командир и комиссар!

Ему стало жарко. Откинув ногами одеяло, он вскочил, отдал кому-то честь.

Отец спал, отвернувшись к стене.

На столик с маминой карточкой падало солнце.

– Есть поход! – неслышно пошевелил Васёк губами, глядя в лицо матери, улыбавшейся ему с портрета знакомой, памятной улыбкой.

– Встаю, встаю, сынок! – забормотал отец, садясь на кровати и приглаживая рукой растрёпанные волосы. – Ты что тут шебуршишься, сынок?

– А ты забыл? – спросил, подбегая к нему, Васёк. – У нас поход нынче.

– Нет, как же забыл! Ни в коем случае не забыл, – заторопился Павел Васильевич. – Сейчас, сейчас собираться будем!

– Да погоди, ещё восьми нет – ты, может, не выспался.

– Ну, выспался не выспался – беда не велика! А ты вон погляди: я тебе вчера топорик смастерил – может, понадобится в лесу.

Он вытащил из-под кровати топорик с отточенным светлым лезвием.

Васёк схватил его и заткнул за трусики.

– Себе-то живот не пропори, – засмеялся отец. В половине десятого Васёк вышел из дому. Он шёл не оглядываясь, но знал, что отец стоит на крыльце и смотрит ему вслед.

Глава 38

Поход

Завидев Трубачёва, ребята ахнули. Ремни от рюкзака оттягивали назад его плечи, красный шёлковый якорь блестел на рукаве, из-под тюбетейки выбивался на лоб рыжий завиток.

  1. – Вот командир так командир!
  2. Девочки сейчас же подбросили записку:
  3. «Трубачёв, ты очень похорошел!»

– В общем деле не может быть личных интересов! – вспомнив слова Мити, важно сказал Васёк, скомкал записку и громко скомандовал: – Отряд, стройся! Справа налево рассчитайсь!

На школьном дворе стояли три отряда, готовые к походу. Васёк осмотрел с головы до ног каждого из своего отряда. Все были подтянуты, торжественны, не размахивали руками и не болтали зря.

  • Васёк был доволен.
  • Три отряда стояли как вкопанные.
  • Митя давал последние указания:

– Повторяю: задача каждого отряда – раньше всех прибыть к костру, местонахождение которого нужно будет определить в пути по указательным знакам. Будьте внимательны! «Первый отряд идёт через улицу Чехова, шоссе. Указатель на полкилометра от леса. Второй отряд…» – читал Митя.

Васёк ждал. Саша Булгаков стоял рядом с ним и не отрываясь смотрел Мите в рот.

– «Третий отряд… – Митя повернулся лицом к ребятам Трубачёва: – Черкасская улица, переход через шоссе. Стрелка, показывающая направление на первой тропинке, сворачивающей в лес». Понятно?

– Понятно! – выпалили все три отряда.

Митя махнул рукой:

– Вперёд!

– Шагом марш! – скомандовал Васёк Трубачёв.

Отряд вышел из школьных ворот и зашагал по улице. Два других отряда со своими командирами свернули в боковые переулки.

– Скорей! Скорей! – заволновались девочки. – Перегонят!

– Не бежать! – нахмурился Васёк.

– Бежать хуже. Прозеваем указатель и всё спутаем, – сказала Лида.

Шли ровным быстрым шагом. Дорога была всем знакома.

– Красиво идём! – шептали девочки.

– Ребята! По мостовой потише, у меня тапочки новенькие, – беспокоилась Синицына.

Читайте также:  Как разобрать рехау фитинги

– Повесь их себе на нос, твои тапочки!

– Не из-за тапочек, а из-за Малютина потише надо. Здесь камни, и солнце печёт очень, – тихо сказала Валя Степанова, трогая рукой свою макушку.

Васёк оглянулся. Сева Малютин шёл сзади. На спине у него был рюкзак, на боку – полевая сумка. На покрасневшее от солнца лицо падала тень от низко надвинутой на лоб панамки.

– Лёня Белкин, возьми у Малютина рюкзак, – сказал Васёк, – ему тяжело.

– Есть! – бойко отозвался Лёня Белкин, подождал Севу и, не слушая его возражений, перекинул через плечо Севин рюкзак. – Иди, иди! А то устанешь сразу… А мне нипочём!

Улица вдруг кончилась. За шоссе открывался зелёный ряд ёлок. Они стояли как нарисованные, а за ними живой стеной поднимались дубы, берёзы и ели. Пахло хвоей и нагретым листом. По небу плыли белые пушистые облака.

Отряд остановился.

– Здесь! – взволнованно сказал Васёк.

Читать Васёк Трубачёв и его товарищи онлайн (полностью и бесплатно) страница 20

Звонок, как свежий студёный ручей, ворвался из коридора и разлился по классу.

Ребята облегчённо вздохнули. Сергей Николаевич взял портфель.

Когда за ним закрылась дверь, ребята повскакали с мест и окружили Трубачёва и Булгакова:

— Что же вы? Как это вы?

— Не могли мел положить!

— Осрамили! Весь класс осрамили!

— Честное пионерское… — начал Саша и, возмущённый, повернулся к Трубачёву: — Я на тебя, как на себя самого, надеялся!

— А я что? Что я? — сразу вскипел Трубачёв.

— Ты сказал, что у тебя всё в порядке, а сам…

— Что — сам? — подступил к нему Васёк.

На щеках у него от обиды расплылись красные пятна.

— Дисциплина! — крикнул кто-то из ребят. — А сами ещё всех подтягивают!

— И на девочек нападают, — пискнула Синицына.

— Молчите! — с бешенством крикнул Васёк и обернулся к Саше: — Говори, что я сделал?

— Мел не положил, вот что!

— Кто не положил?

— Ты! — бросил ему в лицо Саша. — Весь класс подвёл.

— Врёшь! — топнул ногой Васёк. — Я всё проверил, и всё было, — нечего на меня сваливать!

— Я не сваливаю. Я ещё больше отвечаю! Я староста!

— Староста с иголочкой! Тебе только сестричек нянчить! — выбрасывая из себя всю накопившуюся злобу, выкрикнул Васёк.

— Трубачёв! — сорвался с места Малютин.

— А-а, ты так… этим попрекаешь!.. — Саша поперхнулся словами и, сжав кулаки, двинулся на Васька. Тот боком подскочил к нему.

— Разойдись! Разойдись! — выпрыгнул откуда-то Одинцов.

  • Несколько ребят бросились между поссорившимися товарищами:
  • — Булгаков, отойди!
  • — Трубачёв, брось!

— Перестаньте! Перестаньте! — кричали девочки. Валя и Лида хватали за руки Трубачёва. Одинцов держал Сашу.

— Ты мне не товарищ больше! Я плевать на тебя хочу! — кричал через его плечо Саша.

— Староста! — презрительно бросил Васёк, отходя от него и расталкивая локтями собравшихся ребят. Пустите! Чего вы ещё?

Сева Малютин загородил ему дорогу:

— Трубачёв, так нельзя, ты виноват!

Васёк смерил его глазами и, схватив за плечо, отшвырнул прочь. Класс ахнул. Надя Глушкова заплакала.

  1. Валя Степанова бросилась к Малютину.
  2. Васёк хлопнул дверью.
  3. Мазин и Русаков стояли молча в уголке класса.
  4. Когда Трубачёв вышел, Мазин повернулся к Русакову и с размаху дал ему по шее.

— За что? — со слезами выкрикнул Русаков.

  • — Сам знаешь, — тяжело дыша, ответил Мазин.
  • Ребята удивлённо смотрели на них:
  • — Ещё драка!
  • Но Мазин уже выходил из класса, спокойно советуя следовавшему за ним Русакову:
  • — Не реви, хуже будет.

Глава 20 КАК БЫТЬ?

Одинцов и Саша шли вместе. Под ногами месился мокрый снег, набиваясь в разбухшие от сырости калоши. Саша шёл, не разбирая дороги, опустив голову и не глядя на товарища. Одинцов щёлкал испорченным замком своего портфеля и взволнованно говорил:

— Знаешь, он просто со зла, нечаянно… Он, может, этот мел в форточку выбросил, когда тряпку вытряхивал… И сам не знал… Да тут ещё ребята кричат. Ну, довели его до зла — он и сказал.

Одинцов перевёл дух и взглянул в упрямое лицо Саши.

— Вот и со мной бывает. Как разозлюсь в классе или дома — так и давай какие-нибудь глупости говорить, что попало, со зла. А потом самому стыдно. Да ещё бабушка скажет: «Ну, сел на свинью!» Это у неё поговорка такая.

Коля неловко засмеялся и, ободрённый Сашиным молчанием, продолжал:

— Это с каждым человеком бывает. А Трубачёв всё-таки наш товарищ.

Саша вскинул на него покрасневшие от обиды глаза:

— Товарищ? Да лучше б он меня по шее стукнул, понимаешь? А он мне такое сделал, что я… я… — Саша задохнулся от злобы и, заикаясь, добавил: — Ни-когда не прощу!

— Саша, ведь ему самому теперь стыдно, он сам мучится! — горячо сказал Одинцов. Саша вдруг остановился.

— А, ты за него, значит? — тихо и угрожающе спросил он в упор.

— Я не за него, — взволновался Одинцов, — я за вашу дружбу, за всех нас троих! Мы всегда вместе были. И на пруду ещё говорили…

— Ладно, дружите… А мне никакого пруда не надо. Мне и тебя, если так, не надо! — с горечью сказал Саша.

  1. Голос у него дрогнул, он повернулся и, разбрызгивая мокрый снег, быстро зашагал к своему дому.
  2. — Саша!
  3. Одинцов догнал его уже у ворот:

— Саша! Я всё понимаю. Я за тебя… Мне только очень жалко…

— А мне не жалко! Мне ничего не жалко теперь! И хватит! — Саша кивнул головой и пошёл к дому.

Одинцов глубоко вздохнул, оглянулся и одиноко зашагал по улице.

«Пропала дружба… — грустно думал он, стараясь представить себе, как будут теперь держаться Трубачёв и Саша. А с кем я буду? Один или с каждым по отдельности?»

Одинцов не стоял за Трубачёва. Поступок Васька казался ему грубым и глупым.

«На весь класс товарища осрамил! „Староста с иголочкой! Тебе только сестричек нянчить!“ — с возмущением вспоминал он слова Трубачёва. — И как это ему в голову пришло? Ведь Саша не виноват, что у них детей много, ему и так трудно, размышлял он, шлёпая по лужам. — И ещё Малютина отшвырнул… Севка и так слабый…»

Коля Одинцов был растревожен. Дома он наскоро выучил уроки, весь вечер слонялся без дела и, ложась спать, вдруг вспомнил: «А ведь сегодня четверг. К субботе статью писать надо…»

Перед ним встал Васёк Трубачёв, с рыжим взъерошенным чубом на лбу, с красными пятнами на щеках.

«Я ведь о нём писать должен. Всё… Честно… И вся школа узнает… Митя… Учитель… — Одинцов нырнул под одеяло и накрылся с головой: — Не буду. На своего же товарища писать? Ни за что не буду!»

Он замотал головой и беспокойно заворочался. — Коленька, — окликнула его бабушка, — ты что вертишься, голубчик?

— У меня голова болит, — пожаловался ей мальчик.

— Голова? Уж не простудился ли?

Старушка порылась в деревянной шкатулке, подошла к кровати и пощупала Колин лоб:

— На-ко, аспиринчику глотни.

— Зачем? — отодвигая её руку с порошком, рассердился Коля. — Вечно ты, бабушка, с этим аспиринчиком! У меня, может, не то совсем.

— Да раз голова болит. Ведь аспирин — первое средство при всяком случае.

— Ну и лечи себя при всяком случае, а ко мне не приставай… Тебе хорошо — ты дома сидишь, а я целый день мотаюсь. Иди, иди! Я и так засну!

Он повернулся к стене и закрыл глаза. Перед ним опять встал Васёк Трубачёв. Потом стенгазета, перед ней кучка ребят и учитель.

«Совершенно точно и честно», — глядя на статью, говорит Сергей Николаевич.

«Одинцов никогда не врёт!» — кричат ребята.

«Не врёт… Мало ли что… Можно и не врать, а просто промолчать. Только вот Митя спросит, почему не написал, и ребята скажут: побоялся на своего дружка писать, а как про кого другого, так всё описывает… — Одинцов вздохнул. — Нет, я должен написать… всю правду».

Кровать заскрипела. Бабушка заглянула в комнату. Коля громко захрапел, как будто во сне.

«Какой же я пионер, если не напишу? — снова подумал он, прижимаясь к подушке горячей щекой. — Ведь меня выбрали для этого… А какой же я товарищ, если напишу?» — вдруг с ужасом ответил он себе и, сбросив одеяло, сел на кровати.

— Коленька, тебе чего?

— Дай аспиринчику, — жалобно сказал Коля.

Глава 21 МАЛ МАЛА МЕНЬШЕ

Когда Саша открыл дверь своего дома, на него пахнуло знакомым тёплым детским запахом, звонкая возня ребятишек неприятно оглушила его.

Он схватил за рубашонку играющего у порога Валерку:

— Куда лезешь? Пошёл отсюда!

  • Валерка сморщился и вытянул пухлые губы. Мать поспешно подхватила его на руки и тревожным взглядом окинула расстроенное лицо сына:
  • — Саша, Саша пришёл!
  • Ребятишки, отталкивая друг друга, бросились к Саше.

— Брысь! — сердито крикнул он и, заметив взгляд матери, с раздражением сказал: — И чего лезут! Домой прийти нельзя!

— Да они всегда так… радуются, — осторожно сказала мать.

— Виснут на шее! Как будто я верблюд какой-нибудь… ну, пошли от меня! — закричал он на сестрёнок.

— А мы без тебя играли. Знаешь как? — заглядывая ему в лицо и пряча что-то за спиной, сказала его любимица — Татка.

Саша молча отодвинул её в сторону и прошёл в комнату.

— Не троньте его, отойдите, — тихо сказала мать. — Играйте сами.

  1. Саша бросил на стол книги и сел, стараясь не замечать внимательного взгляда матери. Этот взгляд тоже вызывал в нём раздражение: «Так и смотрит, всё знать ей надо…»
  2. Мать наскоро вытерла руки, накрыла на стол:
  3. — Сашенька, иди обедать!

Ребята с шумом полезли на стулья. Трёхлетняя Муська зазвенела ложкой о тарелку.

— Руки под стол! — закричал Саша. — Что ты звонишь, как вагоновожатый! — накинулся он на Муську, отнимая у неё ложку. — Сейчас выгоню!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *