Диаметр трубы в южном потоке

Президенты России и Турции в Стамбуле торжественно открыли газопровод «Турецкий поток». У этого проекта непростая история. «Поток» должен был быть «Южным» или даже «Болгарским». Но вмешалась большая политика, и он поменял и направление, и название. Об историческом событии – корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.

Казалось бы, обычный поворот декоративного вентиля, но огромный скачок в отношениях России, Турции и Европы. 

«Установлено в том числе на более чем двухкилометровой глубине свыше 1800 километров труб. Это сложная тяжелая работа. Между прочим, это высокотехнологичная работа. Ведь газопровод пролегает не только на такой огромной глубине, но и в абсолютно враждебной среде», – сказал Владимир Путин.

Говоря о враждебной среде, Владимир Путин имел в виду условия на дне Черного моря: давление, соленость и избыток сероводорода. Предшественником «Турецкого потока» был «Южный поток», только через Болгарию. Но в 2014-м году после визита американских сенаторов власти республики свернули работы на своей территории.

А когда «Турецкий поток» уже достраивали, Болгария решила присоединиться к проекту. Может поэтому, чувствуя неловкость ситуации, премьер страны Бойко Борисов лишь слегка прикасался к декоративному вентилю. Зато Реджеп Эрдоган торжествовал, даже вспомнил русскую народную мудрость. «В русской пословице говорится: умный попутчик – уже половина пути пройдена», – заметил турецкий президент.

   И действительно, Россия и Турция подошли к этому проекту с умом и энтузиазмом. Во время укладки морского участка, а это целых 900 километров, установлен мировой рекорд скорости подводного монтажа труб – более шести километров в сутки. Но мало кто знает, что первые достижения «Турецкого потока» были в российской глубинке. Старинный городок Выкса, что под Нижним.

Тут делали трубы для газопровода. Технология, которая впервые была внедрена именно здесь.  

Та самая труба, из которой и состоит «Турецкий поток», теперь в цеху стоит на почетном месте. Казалось бы, железная бочка, что в этом такого? Но на самом деле в производстве она очень сложна.

При толщине стенки в 39 миллиметров (это очень много) и диаметре самой трубы 813 (это очень мало) сложно придать ей идеально круглую форму. Попробуй-ка скрути такой стальной лист! И здесь крутили. 20 труб за час, а всего 49 тысяч.

Валерий Сазонов настраивал станки, чтобы под многотонным прессом лист металла принял нужную форму. 

«Отклонение должно было составлять не более одного миллиметра – это очень сложно. Поэтому для дальнейших переделов мы должны были очень качественную заготовку сделать», – рассказал наладчик Валерий Сазонов.

Если бы диаметр труб отличался, то их невозможно было бы сварить вместе. Каждая должна была идеально подходить к другой – операция, схожая со стыковкой космических кораблей.

Кстати, изначально толщина стенки трубы должна была быть на два миллиметра больше – 41. Вроде ерунда. Но оказалось, что в мире нет оборудования, способного в промышленных масштабах сгибать из него трубы.

Тогда российские инженеры предложили закалять саму трубу. Словно клинок. Это позволило уменьшить толщину стенок, не потеряв в прочности.

«Требование данного проекта нас обязывало греть при определенной температуре определенное время, чтобы трубу механически состарить и упрочнить», – сказал технолог Антон Поливцев. 

Причем, каждую трубу подводной части укрепляли слоем бетона, а внутри наносили покрытие, которое сглаживает все шереховатости металла. Да, газ тоже могут тормозить швы и микроскопические выступы. Трубы проверяли в лаборатории, где создавалась черноморская среда.   

«Берется проба, закладывается на месяц в резервуар со специальным раствором, там происходит процесс, поддерживается воздухом микрофлора этого раствора, и после всего оценивается наличие трещин на этом металле», – пояснил Антон Поливцев.

Давление на глубине, соль и сероводород все вместе вызывают трещины, а не только ржавчину. Это тоже приходилось учитывать.

Из Выксы проверенные трубы уже доставлялись на побережье, откуда судно швейцарской компании начало их укладку от компрессорной станции «Русская», что в Анапе. Оно же занималось и укладкой «Северного потока-2».

Но в декабре 2019-го США ввели санкции, как сами сказали, заботясь об энергетической безопасности Европы. 

«Компания All Seas Group основные деньги на этих проектах заработала. Она поступила по-капиталистически: у нее в Мексиканском заливе есть перспективный бизнес, и она туда ушла.

Если бы санкции были введены в начале реализации «Турецкого потока», то она поступила бы тоже по-капиталистически. «Турецкий поток» и «Северный поток-2» – очень большие проекты.

All Seas Group заработала приличные деньги», – заявил директор Финансового университета при правительстве Константин Симонов.   

К тому же «Турецкий поток», как считают политологи, был важен самой Турции. Она же теперь тоже – транзитная держава. Труба, которая считалась частью российской политики в Европе, стала элементом турецкого влияния. 

«С политической точки зрения для Турции это существенный проект, поскольку у президента Эрдогана есть амбиции политического влияния на европейские страны, и на страны Ближнего Востока», – комментирует политолог Евгений Бень.

Из Турции газопровод пошел уже в Болгарию и Грецию. Одна ветка потока предназначена для внутренних нужд Турции, другая для Южной и Юго-Восточной Европы. На подходе «Северный поток-2» через Балтику, трубы для которого тоже делали в Выксе. 

Диаметр трубы в южном потоке
Диаметр трубы в южном потокеДиаметр трубы в южном потокеДиаметр трубы в южном потокеДиаметр трубы в южном потоке

Дело — труба: история украинской ГТС подходит к логичному финалу

Грустная история о том, как Украина свой транзитный потенциал реализовывала.

Общая ситуация на газовом рынке выглядит так: у России есть газ, у Европы есть деньги, у Украины нет ни того, ни другого, но есть труба, которая позволяет превращать второе в первое. Собственно, это и принято называть «транзитным потенциалом». Однако потенциал — это то, что даёт возможности, которыми надо уметь воспользоваться. А вот с этим у Украины всегда было не очень хорошо.

Немного истории

Как и почти все стратегические объекты Украины, газотранспортная система (ГТС) была построена в советское время — преимущественно в 70-80 годах. После развала СССР те части газопроводов, которые находились на территории Украины, перешли в её собственность. В результате страна получила мощный рычаг давления как на Россию, так и на Европу.

Собственно говоря, использовать этот рычаг Украина начала буквально с первых лет своего существования: первая украино-российская «газовая война» приключилось ещё в 1993 году. Причина была проста: Украине нужен был газ, а денег платить за него не было.

Однако как только Россия поднимала вопрос о том, что в случае дальнейшей неуплаты она прекратит поставки газа в Украину, та немедленно заявляла, что перекроет трубу и оставит Европу без российского газа, а Россию — без европейских денег.

На определённом этапе в разборки обычно вмешивалась Европа, в планы которой такое развитие событий вовсе не входило.

После очередного раунда «переговоров на высшем уровне» поставки и транзит газа продолжались, задолженность тем или иным способом «реструктурировалась», после чего всё возвращалось на круги своя — до следующего обострения.

Параллельно Россия неоднократно высказывала идею приобрести долю в украинской ГТС. Однако эти предложения постоянно отвергались украинской стороной, не желавшей терять важный инструмент давления на Россию в различных переговорах.

Правда, в 2002 году, когда украино-российские отношения находились на своей высшей точке, соглашение о создании газотранспортного консорциума по совместному управлению ГТС всё-таки было подписано.

Однако с приходом в 2004 году к власти Виктора Ющенко на них по понятным причинам поставили крест.

Потоки в обход

Россия, очевидно, тяготилась зависимостью от украинской трубы и ещё в 90-е начала задумываться об альтернативных маршрутах поставок газа в обход Украины.

Первым проектом такого рода стал газопровод Ямал — Западная Европа через территорию Польши и Белоруссии.

Его строительство начали в 1993 году и завершили в 1999, а на полную мощность (33 миллиарда кубометров газа в год) он вышел лишь в 2006 году.

Впрочем, надо понимать: через украинскую ГТС в Европу ежегодно прокачивалось до 140 миллиардов кубометров российского газа — т. е. новый газопровод позволял решить проблему не более чем на треть.

Второй проект начали реализовывать в 2005 году: им стал «Северный поток», соединяющий Россию и Германию. Пропускная способность нового газопровода составляла 55 миллиардов кубометров в год.

Третьим проектом должен был стать «Южный поток» (по дну Чёрного моря в Болгарию) мощностью в 63 миллиарда кубометров в год.

Однако северную и южную трубы ещё только предстояло построить. Пока же задвижка от газовой трубы оставалась мощнейшим украинским козырем в любых переговорах — как на востоке, так и на западе.

Причём козырь этот широко использовался не только «в интересах Украины», но и в интересах конкретных украинских правителей.

Читайте также:  Сетка для трубы в парную

К примеру, злые языки утверждают, что пресловутые «газовые контракты Тимошенко» 2009 года принесли ей «чаевые» в размере 100 долларов за каждую тысячу кубометров. У Тимошенко эти слухи, разумеется, гневно опровергают — а что ещё им остаётся?

Диаметр трубы в южном потоке

Начало конца

Тем временем у украинской ГТС наметилась ещё одна серьёзная проблема — физический и моральный износ. Так, в 2009 году в Кабмине подсчитали, что 80% труб и 85% оборудования отработали половину своего ресурса, а примерно 20% нуждаются в срочной замене.

На ремонт и модернизацию ГТС уже тогда, в 2009-м, требовалось около 2,5 миллиардов долларов США. Таких денег у Украины не было — по крайней мере, для этих целей.

Привлечение россиян по политическим причинам не рассматривалось — да и не факт, что Россия на такую сделку пошла бы с учётом того, что к тому моменту в строительство газовых магистралей в обход Украины русские уже вложили около 10 миллиардов долларов.

При Януковиче официальный Киев решил было всё-таки попытаться убедить Европу вложиться в украинскую трубу. К примеру, в 2010-м почти договорились о выделении денег с Европейским банком реконструкции и развития.

Однако в ЕБРР выставили критическое условие: выделить ГТС из общей махины «Нафтогаза», где, как в бездонной бочке, уже утонул не один миллиард.

Киев отказался: миллиарды тонули не просто так, а в соответствии с чётко отработанными коррупционными схемами, разрушать которые никто не собирался.

Тогда украинские власти решили снова прибегнуть к методу «транзитной дубинки», но пригрозить ею уже Европе. Правда, «дубинка» к тому моменту была уже далеко не столь увесистой, как раньше: если в 2005 году в Европу ежегодно прокачивали 134 миллиарда кубометров газа, то к 2010 этот показатель уменьшился до 83.

Причин тому было несколько: и ввод в строй новых российских газопроводов, и внедрение программ энергоэффективности, позволивших ЕС сократить потребление газа, и диверсификация поставок в рамках Третьего энергетического пакета.

Однако следствие было одно: шантаж транзитом становился из года в год всё менее и менее эффективным.

Однако в Киеве всё-таки решили попробовать. В ходе визита в Киев в октябре 2013 года еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, Николай Азаров потребовал от Евросоюза четкого и однозначного ответа на вопрос о том, намерена ли Европа дать денег на украинскую ГТС.

Эттингер отделался обычным набором фраз о «готовности Европы участвовать в модернизации ГТС», однако от конкретных предложений воздержался. Тогда Кабмин предупредил европейцев о возможном урезании объемов транзита с 83 до 50 миллиардов кубометров.

Не хотите платить? Тогда придётся чуть-чуть померзнуть. Европейцы обещали подумать.

Но потом грянул Евромайдан, и всем стало не до этого.

Диаметр трубы в южном потоке

  • 2014-2016: два года надежд и иллюзий
  • Победа Евромайдана, подписание соглашения об ассоциации с ЕС, потеря Крыма и война на Донбассе внесли в ситуацию вокруг украинской ГТС новую струю.

Вставшая на сторону Украины Европа начала отказываться от уже намеченных и запланированных газотранспортных проектов с Россией.

Так, Польша отказалась от строительства второй ветки магистрали Ямал — Западная Европа, заявив, что реализация этого проекта противоречит интересам Украины в сфере транзита российского газа в Европу.

Болгария по тем же причинам отказалась участвовать в «Южном потоке». План России наладить независящий от Украины экспорт газа в Европу оказался на грани краха.

В этих условиях ценность украинской ГТС снова начала расти. Украинские власти даже объявили о намерении существенно увеличить тариф на транзит газа по территории Украины — то есть, ещё раз стукнуть Россию всё той же «транзитной дубинкой».

Россия, в свою очередь, сослалась на «контракты Тимошенко», действующие до 2019 года. Европа, не заинтересованная в перебоях с поставками российского газа, порекомендовала Украине сбавить обороты.

В общем, идея закрутить тарифные гайки погрязла где-то в международных судах, но в Украине бодрости духа не теряли: дескать, вот наступит 2019 год, и тогда…

Однако время шло, ситуация менялась — и не в пользу Украины. Так, в конце 2014 года возникла альтернатива «Южному потоку» — новый газопровод в Турцию, который мог быть также использован для поставок газа в Южную и Восточную Европу — опять же в обход Украины. О начале реализации проекта было заявлено в декабре 2014-го.

В Киеве напряглись. Напряглись также в Болгарии.

Уже через три недели после заявления о начале строительства «Турецкого потока» болгарский премьер заявил, что в России Болгарию не так поняли, и страна готова выдать все необходимые разрешения для продолжения строительства.

«Южный поток» даже включили как приоритетный проект в программу устройчивого развития Болгарии до 2018 года. В ответ на это официальный Кремль не без злорадства заявил: «доктор сказал в морг, значит в морг», т. е. проект остановлен и возобновлению не подлежит.

По состоянию на середину октября 2017 года газопровод построен уже на треть (330 километров из 1100).

Не оправдали надежд украинских властей и «европейские партнёры».

В 2015 году Германия и Австрия подписали с Россией соглашение о расширении «Северного потока» в виде строительства «Северного потока — 2», который планируется закончить к концу 2019 года — как раз к окончанию действия украино-российского газового контракта.

В октябре 2016 Еврокомиссия одобрила расширение доступа «Газпрома» к европейскому трубопроводу OPAL, дав России право участвовать в аукционах на 40% мощности этого газопровода. Попытки Украины и Польши заблокировать «российское газовое вторжение в Европу» в судебном порядке результатов не дали.

Причина здесь достаточно проста: Германия живо заинтересована в усилении своей роли на газовом рынке ЕС, кроме того, небезосновательно рассчитывает на льготные условия поставки российского газа.

Австрия планирует в результате реализации проекта стать крупнейшим газовым хабом Европы — со всеми вытекающими из этого преимуществами.

Политически Австрия и Германия, конечно, поддерживают Украину — но не тогда, когда это вступает в противоречие с их собственными стратегическими интересами…

А тем временем украинская ГТС продолжает ветшать. Начиная с марта 2017 года программы ремонта, техобслуживания и капитальных инвестиций полностью остановлены.

Начиная с апреля на компрессорных станциях филиалов «Укртрансгаза» по всей стране произошло более 20 аварийных остановок газозакачивающих агрегатов: из них 11 — в «Черкассытрансгазе», 6 — в «Прикарпартьетрангазе» и 4 — в «Киевтрансгазе».

Каждый раз на аварийную остановку, ремонт и повторный запуск агрегата уходит дополнительно около 10 тысяч кубов газа, то есть около 80 тысяч гривен.

Диаметр трубы в южном потоке

Капитуляция

10 апреля 2017 года был подписан меморандум между НАК «Нафтогаз Украины», ПАО «Укртрансгаз», итальянской Snam S.p.A и словацкой Eustream a.s. об участии иностранных компаний в украинской ГТС. Более подробно о сути сделки гражданам Украины стало известно 12 октября.

Генерально она будет заключаться в следующем: для управления украинской ГТС создаётся совместный оператор с участием иностранных компаний.

Член стратегической группы советников премьер-министра Украины по поддержке реформ Карел Гирман описал достигнутое соглашение следующим образом.

«Активы ГТС и ПХГ остаются в собственности Украины.

А для работы по транзиту российского газа в Европу будет создана компания-оператор, которая и будет заключать долгосрочные контракты, а также платить украинской компании-владельцу транспортных активов доходы по транспорту и из них совместно заботиться о модернизации газотранспортной инфраструктуры, — пояснил Гирман. — Это будет именно совместный оператор.

Это правильно, поскольку оператор будет решать, какие активы нужны для оптимальной работы ГТС, как их модернизировать и управлять ими. Компания должна получить от регулятора транспарентный тариф, который сделает украинскую ГТС конкурентоспособной и такой, что заслуживает доверия всех её зарубежных и отечественных клиентов».

Переведём всё это на русский язык. «Совместный оператор» (то есть, некая компания, которая только частично будет являться украинской) получает отечественную ГТС в своё полное распоряжение.

Именно она будет заключать контракты на транспортировку газа (с тем же «Газпромом» — другого газа в украинской ГТС быть не может даже теоретически, так идёт труба).

При этом часть этих денег компания будет «отстёгивать» Украине, а часть тратить по своему усмотрению, например, на модернизацию украинской ГТС — так и в тех масштабах, в которых решит сама.

Если ещё точнее, то право распоряжаться ГТС иностранцы получат «безвозмездно, то есть даром», при этом Украина ещё и лишится части доходов, которые сегодня получает от транзита российского газа в Европу. А модернизация ГТС будет происходить за деньги, которые «совместный оператор» получит от России за всё тот же транзит всё того же газа — то есть, от тех денег, которые у Украины и так были.

Читайте также:  Тройник для отопительных труб

На первый взгляд всё это выглядит откровенной аферой, не приносящей Украине никаких выгод. Однако на самом деле всё немного сложнее.

Дело в том, что, с учётом вышеизложенного, вообще не факт, что после 2019 года Украина сможет заполнить свои газопроводы хоть каким-нибудь газом.

К этому моменту Россия, по-видимому, сможет если не полностью, то в значительной степени обеспечить поставки газа в ЕС за счёт газопроводов, идущих мимо Украины.

Диаметр трубы в южном потоке

Так вот, надежда украинского правительства состоит в том, что новые «партнёры» помогут выйти из этого плачевного положения и уговорят Россию поставлять через территорию Украины хотя бы часть экспортируемого в Европу газа.

В действительности, для Словакии и Италии поставки газа через территорию Украины — наиболее дешёвый вариант получения «голубого топлива», так что в сохранении украинского маршрута они в целом заинтересованы.

Кроме того, этот маршрут позволит им не впадать в зависимость от Австрии и Германии как от операторов «Северного потока».

  1. И пусть условный доход, который получит Украина от транзита условной тысячи кубометров российского газа, будет меньше, чем до создания «совместного оператора», украинское правительство вполне разумно выбрало «хоть что-то» вместо «совсем ничего».
  2. По предварительным прогнозам, контракт с итальянцами и словаками позволит «загрузить» украинскую ГТС примерно 30-ю миллиардами кубометров газа — почти втрое меньше, чем перекачали через отечественную трубу в Европу в 2016-м.
  3. Заключение

История украинской ГТС и её финал — закономерны и очень типичны для новейшей истории Украины в целом. Получив в наследие ценный актив, государство эксплуатировало его в хвост и в гриву, в т. ч. и не по прямому назначению, исходя при этом из логики «ну а куда они денутся?».

Однако при этом никто не задумывался о том, что российский газ и европейские деньги в принципе могут «встретиться» и без украинской трубы. А вот стоимость украинской трубы без российского газа строго равна стоимости металла, из которого она сделана — минус расходы на демонтаж.

  • Начиная с 2020 года Украина начнёт пожинать горькие плоды былых ошибок своих правителей в управлении ГТС — так же, как сегодня пожинает плоды ошибок в других сферах.
  • И остаётся лишь надеяться, что у граждан этой страны хватит мудрости научиться чему-то хотя бы на этих ошибках.
  • Авторы: Юрий Ткачёв и Руслан Бизяев
  • Источник

Алексей Миллер передумал выкапывать трубопровод: «Южный поток» возвращается в Саратовскую область

Диаметр трубы в южном потоке«Газпром» перезапускает «Южный поток». Едва не демонтированный экспортный газопровод решили восстановить и использовать, работы будут вестись в том числе и в Саратовской области. Официально — для расширения инфраструктуры компании на юге страны.

Мощная магистраль длинной 1,6 тысячи км должна была связать центральный коридор, по которому газ шел через Украину, с Анапой, откуда должен был начаться морской газопровод, идущий под ну Черного моря в Болгарию, чтобы через ее территорию снабжать Европу.

В 2014 году «Газпром» натолкнулся на отказ Болгарии пропускать газопровод через свою территорию и заменил проект на «Северный поток-2» и «Турецкий потоком». Оба новых проекта делали вторую очередь «Южного потока», которая в 2017 году стоила 46 млрд рублей, излишней.

В марте прошлого года была дана команда демонтировать 506 км трубопроводов, включая проложенные Саратовской области.

Но серия свежих тендеров на восстановление инфраструктуры с целью начала поставок газа по «Южному потоку» говорит о том, что Алексей Миллер передумал.

С весны 2019 года структуры «Газпрома» провели целую серию тендеров по «Южному потоку» и сейчас продолжают объявлять новые. Заказываются ревизии и постановление работоспособности оборудования на различных участках газопровода, в первую очередь — на участке магистрального газопровода «Уренгой-Новопсков», который затрагивает и Саратовскую область.

Всего по Саратовской области, согласно ранее утвержденным проектам, должно было проходить 172 км так называемого «Южного газового коридора» — единой системы газоснабжения для подачи газа в «Южный поток».

Диаметр трубы в южном потокеИз них в 2015 году было проложено 40 км труб диаметром более 1400 мм. Из трех компрессорных в рамках проекта была реконструирована только одна — в Екатериновке, до Балашова и Петровска очередь дойти не успела, но летом прошлого года к ним вернулись и провели реконструкцию.

Решение достроить восточную ветку «Южного коридора» было принято еще в конце прошлого года. Но ясно это стало только в середине июля, когда «Газпром проектирование» заказало инженерные изыскания на сумму 46,2 млн рублей.

Теперь другая структура «Газпрома» — ООО «Газпром центрремонт» вновь заказывает работы на участке Петровск-Писаревка, который включает в себя обе компрессорных.

Характер работ тот же — проведение ревизии и восстановление работоспособности компрессорных, блочно-модульной котельной, емкостного оборудования и систем связи, а также поставка комплектующих.

Только в июле-августе на работы в Саратовской области «Газпром центрремонт» объявил 11 тендеров на общую сумму 107 млн рублей

Ранее проводились и более дорогостоящие закупки — в мае этого года за 134 млн рублей заказывался комплекс пусконаладочных работ на участке «Петровск-Писаревка» вхолостую и под нагрузкой. Еще в 336,6 млн обошлась поставка оборудования.

Параллельно с этим «Газпром проектирование» продолжает объявлять аукционы на инженерные изыскания по расширению единой системы газоснабжения для подачи газа в «Южный поток», воздушное лазерное сканирование и цифровую аэрофотосъемку территории прохождения газопровода.

Как заявили в Газпроме, к «Южному потоку» вернулись чтобы «увеличить производительность газотранспортной системы в направлении Краснодарского края для обеспечения растущего спроса на газ в регионе и надежного обеспечения закачки в ПХГ Северного Кавказа».

Но аналитики уверены, что внутренними поставками дело ограничиться не может. Как пишет Ъ, единственная логичная причина возобновления проекта — планы по увеличению мощности «Турецкого потока», который на данный момент находится в стадии завершения. Морская часть газопровода проложена полностью, в конце года он должен быть запущен.

Трубы для «Южного потока» перенаправят на газопровод в Турцию

В Таджикистане и Узбекистане рассказали, что ждут от прихода талибов к власти в Афганистане

«Есть ощущение, что американцы «разворошили улей» в соседней стране – осталась досада от их поведения», – сказал газете ВЗГЛЯД политолог из Таджикистана Абдугани Мамадазимов, комментируя настроение в республике после победы талибов в Афганистане. В Душанбе и Ташкенте не опасаются провокаций собственно от «Талибана», но указывают на опасность со стороны террористических структур, связанных с ИГ*.

«Единого мнения по поводу причин такого поспешного ухода американцев из Афганистана в Таджикистане нет. Но есть ощущение, что американцы «разворошили улей» в соседней стране – осталась досада от их поведения.

Многие в нашей республике обижены тем, что двадцать лет они там находились, а перед уходом даже не предупредили хозяина дома об уходе, не согласовали.

Напротив, уход согласован с противником афганского правительства – «Талибаном», – отметил глава Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов.

По словам собеседника, «люди не испытывают особого страха» в связи с победой в Афганистане движения «Талибан» (признано террористическим и запрещено в России).

Есть ожидание, что основной поток афганских беженцев из хлынет в Пакистан и Иран – страны, цивилизационно более близкие Афганистану, нежели светские республики Центральной Азии, отметил Мамадазимов.

«Еще с советских времен пограничная река Амударья стала не только природным водоразделом, но и цивилизационным, – подчеркнул таджикистанский политолог. – На левом берегу расположились исламские страны – на правом – светские государства».

По мнению Мамадазимова, «Талибан» будет нуждаться в признании своего «Исламского эмирата Афганистан» со стороны международного сообщества.

Следовательно, отмечает эксперт, руководство движения, пришедшего к власти, не заинтересовано в каких-либо провокациях на границе со среднеазиатскими государствами, а тем более, в попытках вторжения в них.

«Важно, что «Талибан» исповедует концепцию эмирата в границах Афганистана, а не халифата, не признающего существующих границ. Поэтому мы ожидаем, что они будут утверждать сейчас власть у себя в Афганистане», – отметил эксперт.

При этом, надо учесть, что «Исламское государство*» – сетевая организация, имеющая аффилированные группы в Центральной Азии, указал Мамадазимов.

«Это «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Восточного Туркестана» (обе организации признаны террористическими и запрещены в России) и так далее. Эти группы могут прорваться, в таком случае наша армия сможет с ними справиться.

В первую очередь мы будем рассчитывать на свою армию, на своих пограничников. Но в случае форс-мажорных обстоятельств мы опираемся на мощную поддержку ОДКБ», – отметил собеседник.

«Сейчас в пограничных районах усилены пункты охраны границы. Во многом помогли недавние трехсторонние учения Таджикистана, Узбекистана и России, – отметил Мамадазимов.

– Это послужило примером превентивной дипломатии, а также усилило уверенность людей в том, что если ситуация выйдет из-под контроля, наши ближайшие союзники и соседи придут нам на выручку.

Читайте также:  Химические средства при засоре труб

Кроме того, эти учения остудили пыл тех, кто по ту сторону наблюдал за ними в бинокль».

«Республика Узбекистан граничила с талибами с 1996 по 2001 год. Как некоторые аналитики обратили на это внимание, талибы не нападали на границе. Такого не было, чтобы они специально нападали на сопредельную страну.

Полагаю, что не следует ожидать каких-либо попыток вторжения», – сказал газете ВЗГЛЯД советник по политическим вопросам посольства Узбекистана в Москве Закир Заитов.

По его мнению, приход талибов к власти в Кабуле был фактически согласован с Вашингтоном.

«Выход американцев из Афганистана объясняется договоренностями с движением «Талибан», которые были заключены еще при Трампе в Дохе. Насколько знаю, американцы должны были вывести войска еще до начала мая», – заметил Заитов.

«11 сентября должен завершиться вывод американских войск из Афганистана, – в свою очередь отметил Мамадазамов. – А 15 сентября в Душанбе пройдет юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества. Думаю, что эти авгиевы конюшни теперь предстоит отчасти выгребать ШОС».

В воскресенье отряды запрещенного в России террористического движения «Талибан» вошли в Кабул. В тот же день талибы объявили о взятии под контроль всей территории Афганистана. По мнению экспертов, «Исламский эмират Афганистан» будет рассматривать запрещенные в России «Аль-Каиду» и «Исламское государство – Хорасан» как своих непосредственных врагов.

Ранее, в субботу, группа из 84 военных правительственных сил Афганистана пересекла границу с Узбекистаном и обратилась за помощью. Как сообщает ТАСС, в воскресенье вечером появились сообщения о крушении самолета афганских ВВС в приграничной Сурхандарьинской области Узбекистана. Минобороны Узбекистана изучает ситуацию.

В воскресенье появились сообщения о том, что президент Афганистана Ашраф Гани, сложив с себя полномочия после падения Кабула, бежал в Таджикистан или Узбекистан. МИД Таджикистана и источники «Интерфакса» в Узбекистане опровергли эти утверждения.

В середине августа пограничники стран СНГ, в том числе Узбекистана и Таджикистана провели в России совместные учения, на которых отработали взаимодействие при урегулировании кризисных ситуаций на внешних границах.

С 10 по 16 августа минобороны России, Таджикистана и Узбекистана проводили совместные маневры на полигоне Харбмайдон близ таджикско-афганской границы, сообщает RT.

Антитеррористические учения прошли с участием 2,5 тысяч военнослужащих и около 500 единиц вооружений и военной техники, в том числе армейской авиации России и Таджикистана.

На 16-17 сентября в Душанбе запланирован саммит глав государств Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Ожидается, что одной из главных тем будет ситуация в Афганистане.

Газета ВЗГЛЯД писала о причинах и возможных последствиях победы «Талибана» и разбирала, чем опасно создание террористического государства талибов под боком у России.

«Турецкий поток»: Эрдоган оставил Путина и Миллера с полупустой трубой

Российские газопроводы оказались не нужны не только Европе, но и Турции. В 2020 году РФ по поставкам газа в Турцию опустилась с первого места на пятое: ее обошли Азербайджан, Иран, Катар и Алжир. Это следует доклада турецкого энергетического регулятора EPDK.

Цифры доклада для «Газпрома» просто убийственные. По поставкам СПГ на турецкий рынок Россию практически догнали США, увеличившие в этом году свои поставки на 300%. А в целом, по сравнению с прошлым годом, поставки «Газпрома» в Турцию сократились на 72%.

Эта новость не стала громом среди ясного неба. В конце мая федеральная таможенная служба (ФТС) раскрыла данные экспорта «Газпрома» за первый квартал 2020 года: он упал на 24,2%, до 46,6 млрд. кубометров.

Однако на отдельных рынках падение было еще более сильным. Так, в марте потребление российского газа в Германии — на главном рынке «Газпрома» — снизилось на 45%, до 2,67 млрд. кубометров.

Но самым впечатляющим стал обвал на третьем по размеру рынке сбыта российского газа в Турции. Экспорт «Газпрома» в страну, по данным ФТС, рухнул почти в семь раз — до 0,2 млрд. кубометров. И это несмотря на ввод в начале 2020 года второго морского газопровода «Турецкий поток».

Аналитики отмечают, что в целом Турция потребляет все меньше уже третий год подряд из-за внутреннего экономического кризиса, доступности СПГ и альтернативных поставок из Азербайджана. Так, если в 2017 году страна купила у «Газпрома» 29 млрд. кубометров, то в 2018-м импорт составил 24 млрд. кубометров, а в 2019-м достиг самого низкого уровня за последние 15 лет — 15,5 млрд. кубометров.

Что вдвойне неприятно, в перспективе роста поставок в Турцию ожидать не приходится. Это связано с разницей в цене между трубопроводным и сжиженным газом.

Так, цена на СПГ с поставкой в Турцию на спотовом рынке во втором квартале, по оценке Rystad Energy, будет в пределах $ 1,5−2 за MMBtu (британская тепловая единица), а на российский трубопроводный газ — $ 6,5 за MMBtu. Именно поэтому, сокращая закупки у «Газпрома», Турция наращивает закупки СПГ.

По оценкам турецкого Минэнерго, около трети импорта газа в страну в 2020 году придется именно на СПГ, а за первые четыре месяца года эта доля составила 44%.

В такой ситуации трубопроводный газ «Газпрома» оказался неконкурентным. В конце мая котировки спотового рынка в Европе обвалились до $ 45 за 1 тыс. кубометров на голландском хабе TTF, и до $ 63 в австрийском Баумгартене.

Такой уровень находится уже за чертой доходности для «Газпрома», который показывает нулевую рентабельность при $ 100 за 1 тыс. кубометров — это с учетом себестоимости добычи, НДПИ, транспортировки и таможенной пошлины.

Сказанное означает, что вслед за полупустым недостроенным «Северным потоком-2» (его смета, напомним, приближается к 10 млрд евро) мы получили еще и полупустой «Турецкий поток». Спрашивается, зачем тогда Россия прокладывала эти газопроводы — в одностороннем порядке, за собственные деньги?!

Что поразительно, «Газпром» какие-то выводы из ситуации делать не собирается: он с энтузиазмом планирует новый экспортный газопровод — в Китай через Монголию. Стоимость проекта «Сила Сибири-2» эксперты оценивают в 1,3−1,5 трлн. рублей — их компания также выложит из собственного кармана.

И остается только один вопрос: куда нас заведет политика «Газпрома»?

— Политика «Газпрома» уже долгое время оторвана от реальности, и подчинена собственным узкокорыстным интересам, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.

— Компания рассказывает об исключительной важности различных «потоков», которые она строит, и своих блестящих победах.

А на поверку оказывается, что позитивный пиар прикрывает невыгодные для России проекты, на которых мы теряем огромные деньги.

Мы тратим безумные деньги, сооружая экспортные газопроводы, и из-за этого не имеем возможности развивать перспективные технологии в газовой индустрии. А потом проложенные «нитки» приносят текущие операционные убытки.

Причем, никто в правительстве РФ не анализирует эту ситуацию, и не считает сроки окупаемости газпромовских проектов — это табу. На деле, строительство газопроводов противоречит и технологическим трендам в мире, и геополитической обстановке. История с «Турецким потоком» — наглядное тому доказательство.

При этом «Газпром» собачится с Белоруссией — задирает для республики цену на газ. Согласно данным ФСТ, средняя стоимость газа в марте 2020 года при поставках в Европу снизилась до $ 125 за 1 тыс.

кубометров, тогда как льготная цена для Белоруссии осталась на уровне $ 127 за 1 тыс. кубометров.

Получается, компания продает белорусам газ дороже, чем европейцам, хотя в наших интересах поддерживать с Минском тесные отношения.

На мой взгляд, политика «Газпрома» — внешнеэкономическая, финансовая, инвестиционная, торговая — просто не выдерживает критики. Напомню, летом 2008 года глава компании Алексей Миллер уверял, что уже в 2009 году цена на газ может превысить $ 1 тыс. за 1 тыс.

куб. м — особенно в случае, если цена на нефть превысит $ 250 за баррель. И что «Газпром» станет крупнейшей в мире акционерной компанией в течение семи-восьми лет, поскольку к тому времени капитализация «Газпрома» достигнет триллиона долларов против $ 360 млрд. на 2008-й год.

Все это, с позиций сегодняшнего дня, оказалось блефом. Но именно под этот блеф «Газпром» набирал астрономические кредиты, и финансировал бессмысленные мегапроекты.

«СП»: — Но какое-то время эти проекты приносили прибыль, разве нет?

— На мой взгляд, практически все экспортные газопроводы, построенные «Газпромом», являются стратегически убыточными для России. Хотя бы потому, что из-за этих мега-строек концерн проигнорировал развитие индустрии сжиженного газа, которая возникала на наших глазах.

На деле, я считаю, газопроводы были наилучшим способом — с точки зрения менеджмента «Газпрома» — списать деньги, «отжать» их у государства как главного акционера. Для менеджеров, руководящих компанией в текущий момент, стратегические убытки не имеют значения — им нужны большие деньги здесь и сейчас.

«СП»: — Риски, что «Турецкий поток» окажется полупустым, можно было просчитать?

— Конечно. Турки никогда не скрывали, что будут ориентироваться на сжиженный газ — и посмотрите, как быстро они это сделали. Плюс, они не скрывали, что у Анкары есть альтернативные варианты поставок: под боком у турок, напомню, Иран, где природного газа полно.

В такой ситуации нельзя было делать ставку на Турцию в таком объеме, как это сделал «Газпром».

Строительство «Турецкого потока» за счет компании стало неравномерным распределением рисков — де-факто, поставщик взял на себя вообще все риски по этому проекту.

Сейчас было бы интересно посчитать убыточность «Турецкого потока» с учетом, что деньги, затраченные на строительство, могли быть применены иначе — например, могли бы приносить проценты.

«СП»: — Можно ли сказать, что за вытеснением «Газпрома» с энергетического рынка стоят стратегические интересы США?

— Это не вызывает сомнений. Вся история с Украиной, я считаю, придумана Вашингтоном, чтобы максимально вытеснить нас из энергетической системы ЕС, и тем самым кардинально уменьшить наше влияние на Европу.

С Турцией история похожая: американцы заинтересованы в том, чтобы подмять под себя рынки сбыта и на этом направлении. Тем более, им политически проще решать вопросы со странами, которые являются военными партнерами США.

  • По сути, главная цель энергетической политики Америки — выталкивать Россию отовсюду, откуда можно.
  • Нефть и газ: Россия стоит на пороге новой нефтяной войны
  • Новости экономики: «Северный поток-2» снова ждет Данию

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *